Актуальные вопросы начального общего образования

Сидаш Е. М. Формирование конкретных коммуникативных УУД учащихся начальной школы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Коммуникативные УУД занимают на уроках английского языка особое место, так как язык – средство общения. Они способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и учителем. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учитель создает на уроке благоприятный психологический климат, чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем успешнее происходит формирование коммуникативных УУД.
Приведем примеры текстов и заданий, которые использовались на уроках английского языка для формирования конкретных коммуникативных УУД учащихся начальной школы.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия: «Game Find a pen pal. Elicit from pupils the words which can be used as nicknames and write them in a column on the board. Hand out the grey cards and ask pupils to fill in the nickname starting with the letter on the card. Hand out “Find a pen pal” cards and tell pupils to walk around the classroom and find a pen pal whose name, age, country and favourite activity match the ones from the grey card. Let pupils read the sample questions from the textbook. A message of sympathy (in ancient times, when there were a very few doctors, people placed ill relatives in crowded streets. Passers-by expressed their sympathy and shared their experience by giving advice how to cure the illness). Suggest that pupils walk around the classroom and share their imaginary or real unlucky past experiences with others. Let their friends express sympathy. Ask pupils to remember what happened to their classmates. Let pupils use the table from the book for support».
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: «Аssign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.
Разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация: «How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What do pupils heed do work in groups more effective?».
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера: «When children finished counting their scores, ask pairs, to swap exercise books and check their friends scores. Explain to the children that they should help each other rather that complete with each other».
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: «Game New identities. Ask pupils to write down the following words on a sheet of paper: 1 – the name of any food, 2 – a number between 1 and 100, 3 – the name of any building from the list on the board (school, supermarket, zoo, etc.). Tell pupils that these things are: 1 – their names, 2 – their age, 3 – the place where they live. Let pupils walk around the classroom and share information about their new identities».
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами английского языка: «Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game».
В процессе реализации авторской системы формирования УУД младших школьников использовался УМК О. В. Афанасьевой, в который входит учебник «Rainbow». Этот УМК действительно соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, и содержит все материалы, позволяющие:
-                  использовать игры и игровые упражнения, направленные на коммуникативную деятельность;
-                  применять информационно-коммуникативные технологии, стимулирующие речевую деятельность на уроке;
-                  активно работать со словарем, как средством усвоения тематической лексики.
Использование игр и игровых упражнений обусловлено тем, что успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации младших школьников к изучению иностранных языков. Чем более уместно учитель использует игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Используемые в экспериментальной работе игры на уроках английского языка условно разделены на несколько групп: 1) игры коммуникативной направленности; 2) игры со словами; 3) игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала.
К играм коммуникативной направленности относились игры, позволяющие отработать английские фразы, используемые в диалогах-расспросах, особенно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не знакомы с грамматическими основами или только с ними знакомятся, например, в игре «Давайте познакомимся».
Эта игра проходила следующим образом. Дети выстраиваются в два круга лицом друг к другу – внутренний и внешний. Стоящие во внешнем круге учащиеся задают вопрос: «What is your name?», а стоящие во внутреннем круге – отвечают «My name is …». Затем внешний круг делает шаг вправо, меняя партнера. Действие продолжается до тех пор, пока пары не встретятся.
Отрабатывая речевые конструкции, употребляемые в диалогах- расспросах, использовалась игру «Угадай животного». Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос: «Is it a cat (dog, frog, …)?» Загадавший определенного животного ученик отвечает: «No, it is not/ Yes it is». Эту же игра также используется для отработки употребления следующих лингвистических конструкций английского языка: «Have you got ….? – Yes, I have./No, I have not” или «Кто (что) у тебя есть?», «Do you want …? - Yes, I do./ No, I don't.” или «Что ты хочешь?», «Do you like to ….? - Yes, I do./No, I don't» или «Что ты любишь?», «Can you run (swim, play)?» и т.д.
Эти же игры проводились для закрепления тематической лексики.
Например, при знакомстве с названиями цветов: «Guess, What Colour Is It?». На доске приклеплялись разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске. После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет, спрашивает: «Pupil 2: Is it green? Pupil 1: No, it is not. Pupil 2: Is it red? Pupil 1: Yes, it is. The Forest of All Colours».
Также выполнялось задание нарисовать летний лес и спрашивалось: «What colour are the trees? – What colour is the sky? «Snowball». Учитель обращал внимание второклассников на то, что весной и летом расцветают разнообразные цветы: «Teacher: What colours are the flowers in summer? Pupil: They are red, green, yellow, white...». Потом ученики говорят один за другим: «Pupil 1: The flowers are red. Pupil 2: The flowers are red and white. Pupil 1: The flowers are red, white, blue. Pupil 2: The flowers are red, white, blue, dark blue».
Для закрепления лексики по теме «Части тела» также проводились игры, например, «Whose Tail is this?» Для этой игры учитель заготовил карточки с изображением частей тела разных животных. Учащимся предлагалось задание: помочь разобраться животным, где их части тела. Перед игрой учитель рассказал младшим школьникам: «Ребята, у наших зверюшек большая беда – злая колдунья отобрала у них то, без чего они не могут летать, прыгать, видеть, слышать. Давайте поможем им найти свои части тела»: «Teacher: Whose tail is this? Pupil: It is a pig’s tail. Teacher: Whose ears are these? Pupil: These are hare’s ears. «Wake up!». На столе «спит» заяц. Его нужно «разбудить». Для этого следует дотронуться до частей его тела и назвать их: «Teacher: Смотрите, ребята, как крепко спит наш зайка! Давайте его разбудим! Кто хочет расшевелить нашего зайку? Touch the head! Touch the nose!
При изучении тем: «Food» и «Robin Wants to Eat» учитель вводит младших школьников в игровую ситуацию: «Робин-Бобин очень голоден. Он хочет есть». На доске демонстрируется плакат, на котором Робину в рот летит все подряд: тарелки, ложки, столы, хлеб, мясо и т.д. Учащимся следует выполнить задание: выбрать из этого «добра» все съестное и назвать на английском языке. Или к теме «My Menu» на доске висит большой плакат – меню. Учащимся предлагается выполнить задание: по образцу составить свое собственное меню. У кого выбор в меню будет богаче – тот победил.
К теме «What is there in the Basket?» предлагается такая игра. Учитель держит в руках корзину, наполненную овощами (или фруктами). Второклассникам нужно догадаться, что находится в корзине.
«Guess the Fruit». Или за спиной учитель держит фрукт (ягоду) или картинку (макет) фрукта. Учащимся необходимо отгадать, что в руках учителя, задавая вопросы: «Is it sweet? Is it red? Is it big?».
По теме урока английского языка: «Clothes», «My Clothes». Учащиеся вспоминают предметы своего гардероба и перечисляют их. Кто больше предметов назовет – тот победитель.
Играя в игру по теме урока: «Dress the Doll!», учащиеся делятся на две команды. Каждой команде необходимо одеть куклу. Ребята надевают по одному предмету одежды, вслух называя его. Победит та команда, которая быстрее полностью оденет свою куклу и правильно назовет по-английски её предметы одежды. Или по теме урока «Choose the Right Clothes!» используется другой вариант этой игры. На столе учителя разная одежда для кукол (можно использовать картинки). Задание младшим школьникам: выбрать ту одежду, которая соответствует времени года, названному учителем, и назвать ее. Итак, успех обучения и отношение учащихся к учебному предмету «Английский язык» во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.
В основе любого высказывания лежит слово. Высказывания становятся активными посредством наполнения фразы необходимыми для высказывания языковыми единицами. Проводились игры со словами. К примеру, по теме урока «Животные» проводится игра «Снежный ком». Учитель произносит название животного, учащиеся повторяют за ним. Демонстрируется картинка и вывешивается на доску. Затем учитель произносит следующее слово и показывает иллюстрацию. Дети повторяют предыдущее слова и произносят следующее и т.д.
В работе над этой темой и любой другой, проводилась игра «Что пропало?». Для этого на доске вывешиваются иллюстрации или на экране демонстрируются изображения животных или любого предмета, затем детям предлагается закрыть глаза, в это время учитель убирает картинку с доски или с экрана исчезает изображение животного. Открыв глаза, дети называют «пропавшего» животного или предмета.
По теме урока: «At the Zoo» на столе учителя – небольшое замкнутое заграждение в виде круга. Учитель с сожалением говорит, что почему-то все звери разбежались. Задание учащимся: помочь работникам зоопарка собрать зверей: «Teacher: Let’s help them gather the animals!». Каждый ученик берет по игрушке и, называя животное, ставит ее в имитированный зоопарк. Также для закрепления тематической лексики можно использовать игры из предыдущего раздела («Игры коммуникативной направленности»): «Угадай животного», «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь?»
На уроке по теме: «There is….» класс делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: «P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. P3: There is a pen in the box.» и т.д. Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов. При изучении глаголов и прилагательных особенно нравится учащимся «изображать» слова, т.е. показывать действие или эмоцию. Во время таких упражнений и игр внимание учащихся становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным.
Проблема формирования УУД младших школьников на уроках английского языка в настоящее время является весьма актуальной, поскольку уровень их развития у учащихся влияет не только на результативность их обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
На основе выявленных особенностей формирования УУД младших школьников на уроках английского языка и анализа планируемых результатов обучения английскому языку в различных УМК по английскому языку для начальной школы определены возможности формирования конкретных УУД учащихся начальных классов действия: самоопределения; смыслообразования; нравственно-этического; целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция; моделирование; анализ; синтез; обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация; построение логической цепи рассуждений; доказательство; постановка и решение проблем; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, без которой изучение английского языка невозможно. К каждому из названных действий предложены примеры.

Литература

1.        Гришанова И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников // Иностр. языки в школе. - 2017. – № 8. - С. 28-30.
2.        Гутфраинт М.Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка // Иностр. языки в школе.- 2019. - № 6. – С. 35-37.
3.        Малкина Н.А. О роли наглядных компонентов ситуации при обучении общению на иностранном языке детей дошкольного и младшего школьного возраста // Иностр. языки в школе. - 2008. – № 6.- С. 22-27.
4.        Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке.- Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – С. 4.
5.        Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
2022