Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций.
Работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
Согласно Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015г.) задачи педагогов на этапе дошкольного образования: формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй. Мы можем расширить знания ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, c учетом современного регионального и муниципального рынка труда.
Ранняя профориентационная работа представляет собой целостную систему педагогических мероприятий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими интересами, возможностями и потребностями региона.
Положительный результат дает совокупность разных форм и методов, применяемых в практике.
Важно заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, и попробовать себя в той или иной области. Для этого используются:
• наглядные пособия (иллюстрации, фотоальбомы о людях разных профессий, книги – Б. Заходер, С. Михалков, Д. Родари, серия книг «Кем быть?», Н. Гордиенко, С. Гордиенко «Большая книга профессий», энциклопедии);
• просмотр видеороликов и виртуальных экскурсий (самый запоминающийся способ - это показать ребенку представителя профессии на его рабочем месте: «Путешествие на кондитерскую фабрику», «Безопасность на дороге», «Как шьется одежда?», «Откуда пришла книга?», «Будьте здоровы!», «Как вырос хлеб?» и пр.;
• чтение художественной литературы (сказки, рассказы — Е. Сосновский «Книга о профессиях», Р. Скарри «Город добрых дел», В. Бундин «Такая работа», загадки, стихи);
• настольные и дидактические игры (различные лото «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Кому, что нужно для работы?», наборы карточек, игры-ходилки);
• сюжетно-ролевые игры (атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, наборы игр «Доктор», «Продавец», «Механик», «Столяр и Плотник», «Водитель», «Пожарный, «Парикмахер»).
Сюжетно-ролевая игра – не только является ведущей деятельностью дошкольника, но и становится необходимым средством в реализации задач ранней профориентации. Приобретённые в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благотворно скажутся на развитии ролевого поведения в сюжетных играх у детей. В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры повторяются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт детям новых знаний. В процессе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых превращаются в доступный для ребёнка опыт, с помощью которого эти знания присваиваются ребёнком. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного направления постепенно всё более усложняется по содержанию. В старшей и подготовительной группах игры усовершенствуются, особенно те в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В играх воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры о профессиях родителей.
На основе подобных первичных представлений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.
Наглядный пример развернутой сюжетно-ролевой игры представлен игрой «Кондитерская фабрика». Ребята совместно с педагогом организовали всю технологическую цепочку производства печенья. Игре предшествовала большая предварительная работа. Ребята совершили виртуальную экскурсию на кондитерское производство, познакомились с различными узкими специальностями, изучили особенности работы каждой. Следующим этапом была организация пространства, подбор материалов и оборудования. Решено было использовать настоящее соленое тесто. Работа началась на складе, где кладовщик согласно накладной документации выдал необходимые продукты. Далее тестомесы в своем цеху замесили тесто согласно рецепту. Формовщики приняли полуфабрикат и начали работу по формовке печенья, которое после отправилось в печь. В упаковочном отделе испеченная продукция была разложена упаковщиками по коробочкам и передана на погрузку для дальнейшей транспортировки заказчикам. Вся работа проходила под чутким контролем специалиста технического контроля.
Этот уровень игры доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что простые сюжеты знакомы детям с младшего дошкольного возраста.
Эффективное осуществление всех вышеперечисленных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста будет невозможным без организации правильной соответствующей возрастным особенностям детей профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации предполагает:
– подбор в книжном уголке художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «профессии»;
– подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
– подбор демонстрационного материала по теме «профессии»;
– подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «профессии»;
– материалы для сюжетно-ролевых игр.
Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Ранняя профориентация поможет детям научиться быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, ребята будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Библиографический список
1. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций.
Работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
Согласно Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015г.) задачи педагогов на этапе дошкольного образования: формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй. Мы можем расширить знания ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, c учетом современного регионального и муниципального рынка труда.
Ранняя профориентационная работа представляет собой целостную систему педагогических мероприятий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими интересами, возможностями и потребностями региона.
Положительный результат дает совокупность разных форм и методов, применяемых в практике.
Важно заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, и попробовать себя в той или иной области. Для этого используются:
• наглядные пособия (иллюстрации, фотоальбомы о людях разных профессий, книги – Б. Заходер, С. Михалков, Д. Родари, серия книг «Кем быть?», Н. Гордиенко, С. Гордиенко «Большая книга профессий», энциклопедии);
• просмотр видеороликов и виртуальных экскурсий (самый запоминающийся способ - это показать ребенку представителя профессии на его рабочем месте: «Путешествие на кондитерскую фабрику», «Безопасность на дороге», «Как шьется одежда?», «Откуда пришла книга?», «Будьте здоровы!», «Как вырос хлеб?» и пр.;
• чтение художественной литературы (сказки, рассказы — Е. Сосновский «Книга о профессиях», Р. Скарри «Город добрых дел», В. Бундин «Такая работа», загадки, стихи);
• настольные и дидактические игры (различные лото «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Кому, что нужно для работы?», наборы карточек, игры-ходилки);
• сюжетно-ролевые игры (атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, наборы игр «Доктор», «Продавец», «Механик», «Столяр и Плотник», «Водитель», «Пожарный, «Парикмахер»).
Сюжетно-ролевая игра – не только является ведущей деятельностью дошкольника, но и становится необходимым средством в реализации задач ранней профориентации. Приобретённые в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благотворно скажутся на развитии ролевого поведения в сюжетных играх у детей. В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры повторяются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт детям новых знаний. В процессе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых превращаются в доступный для ребёнка опыт, с помощью которого эти знания присваиваются ребёнком. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного направления постепенно всё более усложняется по содержанию. В старшей и подготовительной группах игры усовершенствуются, особенно те в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В играх воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры о профессиях родителей.
На основе подобных первичных представлений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.
Наглядный пример развернутой сюжетно-ролевой игры представлен игрой «Кондитерская фабрика». Ребята совместно с педагогом организовали всю технологическую цепочку производства печенья. Игре предшествовала большая предварительная работа. Ребята совершили виртуальную экскурсию на кондитерское производство, познакомились с различными узкими специальностями, изучили особенности работы каждой. Следующим этапом была организация пространства, подбор материалов и оборудования. Решено было использовать настоящее соленое тесто. Работа началась на складе, где кладовщик согласно накладной документации выдал необходимые продукты. Далее тестомесы в своем цеху замесили тесто согласно рецепту. Формовщики приняли полуфабрикат и начали работу по формовке печенья, которое после отправилось в печь. В упаковочном отделе испеченная продукция была разложена упаковщиками по коробочкам и передана на погрузку для дальнейшей транспортировки заказчикам. Вся работа проходила под чутким контролем специалиста технического контроля.
Этот уровень игры доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что простые сюжеты знакомы детям с младшего дошкольного возраста.
Эффективное осуществление всех вышеперечисленных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста будет невозможным без организации правильной соответствующей возрастным особенностям детей профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации предполагает:
– подбор в книжном уголке художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «профессии»;
– подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
– подбор демонстрационного материала по теме «профессии»;
– подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «профессии»;
– материалы для сюжетно-ролевых игр.
Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Ранняя профориентация поможет детям научиться быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, ребята будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Библиографический список
1. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.