Библиографическое описание:
Однобурцева О.Н. Формировании правильной артикуляции обучающихся на занятиях по вокальной и театральной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Пение является уникальным видом исполнительского музыкального и театрального искусства, где происходит процесс соединения музыки и слова. Оно невозможно без четкой артикуляции, должно быть ясным по произношению, выразительным и достаточно громким.
В воспитании у детей навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Необходима хорошая дикция, чтобы добиться хороших результатов в пении, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Дикция – столь же необходимое качество обучающихся вокалу детей, как и качество, тембр их голоса.
Артикуляция – это работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи - гласных и согласных. Артикуляция осуществляется за счет суставных органов. Их слаженная работа обеспечивает формирование звуков - речи и пения. Важно изучить взаимодействие и работу органов, благодаря которым достигается правильная артикуляция и дикция.
Органы ротоглотки являются органами артикуляции. К ним относятся губы, язык, глотка, твердое и мягкое небо, зубы, верхняя и нижняя челюсти. Эти органы образуют артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат включает в себя неподвижные (пассивные) органы: верхнюю челюсть, зубы, твердое небо (расположено над языком за передними зубами). Эти инструменты одинаково пассивны для всех исполнителей.
Интересна активная часть артикуляционного аппарата - подвижные органы: нижняя челюсть, губы, язык, глотка, мягкое небо. Положение, занимаемое каждым из этих органов во время пения (или говорения), называется «артикуляционной функцией».
Подвижные органы артикуляционного аппарата условно делятся на две группы: внутренние органы - глотка - мягкое небо, язык, внешние органы - губы, нижняя челюсть.
Не существует единообразных моделей артикуляции. У людей разные размеры челюсти, языка, ротоглотки. Небный свод может быть в форме купола или сужен и иметь так называемую готическую форму. Также необходимо понимать, что размеры так называемого промежутка между зубами у всех певцов сугубо индивидуальны.
Звукообразование - это физиологический процесс, которому подчинена вся деятельность системы формирования голоса. Обучающийся ребёнок должен знать о закономерностях звукообразования и лично переживать процесс пения. Главное условие – внутренняя, полная физическая свобода исполнителя. Это достигается благодаря естественной форме - гордой физической осанки певца: ровное и свободное тело, прямые руки, ровное положение головы, ноги упираются в пятки, руки спокойно опущены вдоль туловища.
Мышцы лица спокойны, без напряжения. Идеальная поза для певца – стоя. Необходимо следить, чтобы во время пения дети не запрокидывали голову, не торопились. Действия должны быть естественными и гармоничными, как во время разговора. Диафрагма опускается и растягивает стенки брюшной полости. В то же время возникает ощущение давления (поддержки) на живот, который заметно выпячивается вперед. Таким образом, певческая установка дает первоначальный толчок к правильному формированию звука, и это должно быть доведено до автоматизма в процессе пения.
Фонетическая дикция включает в себя два элемента: творческий и технический. Творческий момент — это художественная окраска слова в зависимости от идеи, сюжета и смысла исполняемой песни. Техническая составляющая — это умение дикции четко произносить гласные, органично и точно произносить согласные. Смена гласных и согласных не должна мешать плавному звучанию голоса.
Процесс обучения артикуляции песни трудоемкий. Дело в том, что языковые навыки очень сильны, и их нужно развивать для пения. Дети должны четко понимать, как правильно артикулировать.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в певческом процессе.
Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения – это необходимость, они подготавливают артикуляционный аппарат к пению. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, на каждом занятии. Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для активизации мышц шеи, гортани; упражнения для мышц мягкого неба и глотки; упражнения для нижней челюсти; упражнения для щек; упражнения для губ и языка, вокальные упражнения.
Обучающемуся нужно рассмотреть анатомическое строение своего рта с помощью зеркала - открыть рот, осмотреть ротовую полость, форму рта, язык спокойно лежит на нижней челюсти, обратить внимание на верхний маленький язычок, расположенный по дуге над корнем языка, попробовать его подтянуть и освободить глотку. Попробовать зевнуть, чтобы почувствовать движение мягкого неба, чтобы исследовать твердое небо.
Гимнастика лица:
Встать перед зеркалом и посмотреть на свое отражение, расслабить мышцы лица, встать без напряжения, посмотреть на естественную форму рта. Сделать точечный массаж лица.
1. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
2. Слегка покусать зубами кончик языка.
3. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
4. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь. Почувствовать кончик языка, он активен и тверд, как молоток.
5. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы. Язык певца должен быть твердым, гиперактивным, поскольку именно язык отвечает за правильное воспроизведение звука. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие - медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
6.Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
7.Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
8.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
9.Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
10.Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
11.Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
12.Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
Упражнение для постановки согласных звуков:
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
- Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
- Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
- Идет с козой косой козел.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
- Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
- Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
- Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
5. Тренировка произношения согласных:
- К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
- Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
6. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
- Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
- Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
- Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
7. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
8. Отработка звуков:
- Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Рододендроны из дендрария даны родителями.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- Яшма в замше замшела.
9. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
(В, ш) - воспользовавшемуся
(К) - мелкокалиберными
(П, в) - опубликовывать
(П, р) - опосредованному субсидированию
(Р, т, с) - территориальная целостность
(Р, т) - проиллюстрировала
(Р, в) - ревербератор
(С, ф) - средств
(Ч, в) - четырехсотдолларового
(Ч, ф, р) - фантасмагорический
10. Скороговорки очень хороши для тренировки.
Для начала необходимо читать скороговорки медленно, постепенно ускоряясь по мере успешного совершенствования. Следить за ритмом произношения. Не забывать о ритме, фантазии:
- Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
- Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.
- Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
11. Вокальные упражнения, предназначенные для развития дикции
Всегда легче правильно и быстро повторить скороговорку, напевая ее, чем проговаривая. Темп ускоряется по мере технических возможностей певца от среднего к быстрому.
Распевка "На дворе трава, на траве дрова". При исполнении упражнения удерживайте звук «Н» в переносице на протяжении всей попевки. Верхний звук доставайте широким и активным раскрытием певческого раструба.
Распевка "Карл у Клары украл кораллы" При исполнении этой скороговорки у вокалистов часто проваливается звук [Л]. Пример: ко-ра-Ллы! - неправильно, ко-раЛ-лы - правильно! у-Кра-ла! - неправильно, уК-ра-ла - правильно! Гнусавый звук нужно гасить опусканием гортани и удержанием в глотке объемного звука [А].
Распевка "Шла Саша по шоссе" Часто у вокалистов шипящие и свистящие «вылетают» с неприятным призвуком. Чтобы избежать этих проблем, постарайтесь шипящие и свистящие подавать в точку нижних резцов в низкой позиции. Для того чтобы не проваливались сонорные звуки (например, [Л]), используйте огласовку - прием фольклорной и народной вокальной музыки. Между согласными звуками, где отсутствует гласный звук, подставляйте огласовку «Ы» или «И». В данной скороговорке отсутствует гласная между звуками [Ш] и [Л], а также [Ш] и [К], поэтому будем подставлять между ними звук [Ы] (Ш[ы] ЛА, СУШ[ы]КУ).
Распевка "Сшит колпак не поколпаковски" Упражнение предназначено для укрепления и нарабатывания устойчивых навыков пения в низкой позиции. Включите свою фантазию, представьте себя грузным, большим человеком с огромным животом и скрестите руки на воображаемом животе. Возьмите первый тон попевки в самой низкой точке, оставайтесь в ней на протяжении всей попевки до октавного скачка. Все звуки [Ы] в скороговорке исполняются звуком [И], между согласными используется огласовка. Пример: «С[ы]ШиТ КО[а]Л[ы]ПАК НЕ[иэ]ПО[а]КО[а]Л[ы]ПАКОВ[ф]С[ы]КИ (...) ПЕ[иэ]РЕ[иэ]ВЫ[ииииии]КО[а]ЛыКО[а]ПАКО[а]ВАТЬ (и).
Нужно иметь в виду, что при работе над дыханием необходимым условием является не уставать, а при работе с органами артикуляции повторять до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают и совершенствуют артикуляционный аппарат.
Простой взгляд на процессы в зеркале дает информацию о памяти и воображении. Необходимо научиться быстро входить в рабочее состояние, научиться подключать воображение, имитировать любое действие, образ, научиться концентрироваться на мельчайших движениях, ощущениях, процессах.
Пение - уникальный жанр искусства, где музыкальное исполнение органично сочетается с необходимостью выразительной подачи речевого текста. Вокальному аппарату доверено не только формирование красивого музыкального тембра песни, сохранение виртуозности во всем спектре и его гибкое изменение, но и в то же время четкое и понятное слушателю значение слов поэтического текста.
Чтобы правильно овладеть пением, необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Одним из наиболее важных является артикуляция.
Рассмотрев различные упражнения на артикуляции, можно сделать вывод:
- при работе с артикулированным аппаратом важны постоянные занятия, а не время от времени, сознательный контроль, внимание.
- работа с зеркалом очень важна.
- работая над раскрепощением, нужно быть очень требовательным к себе, чтобы не пропустить ни одного сжатия, которое приводит к гримасам, показывая мышечную перегрузку.
- при тренировке артикуляционного аппарата требуется много повторений неудобных движений, чтобы чувствовать себя комфортно. Не нужно бояться усталости, но нужно избегать новых зажимов.
- очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, потому что слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.
Необходимо долго и упорно работать над этим. Именно такие систематические занятия вокалом совершенствуют певческий аппарат, обучают его надежным навыкам пения, развивают, подготавливают голос и слух к более сложной работе над художественным материалом, тренируют пластику движений, артистизм.
Однобурцева О.Н. Формировании правильной артикуляции обучающихся на занятиях по вокальной и театральной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Пение является уникальным видом исполнительского музыкального и театрального искусства, где происходит процесс соединения музыки и слова. Оно невозможно без четкой артикуляции, должно быть ясным по произношению, выразительным и достаточно громким.
В воспитании у детей навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Необходима хорошая дикция, чтобы добиться хороших результатов в пении, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Дикция – столь же необходимое качество обучающихся вокалу детей, как и качество, тембр их голоса.
Артикуляция – это работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи - гласных и согласных. Артикуляция осуществляется за счет суставных органов. Их слаженная работа обеспечивает формирование звуков - речи и пения. Важно изучить взаимодействие и работу органов, благодаря которым достигается правильная артикуляция и дикция.
Органы ротоглотки являются органами артикуляции. К ним относятся губы, язык, глотка, твердое и мягкое небо, зубы, верхняя и нижняя челюсти. Эти органы образуют артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат включает в себя неподвижные (пассивные) органы: верхнюю челюсть, зубы, твердое небо (расположено над языком за передними зубами). Эти инструменты одинаково пассивны для всех исполнителей.
Интересна активная часть артикуляционного аппарата - подвижные органы: нижняя челюсть, губы, язык, глотка, мягкое небо. Положение, занимаемое каждым из этих органов во время пения (или говорения), называется «артикуляционной функцией».
Подвижные органы артикуляционного аппарата условно делятся на две группы: внутренние органы - глотка - мягкое небо, язык, внешние органы - губы, нижняя челюсть.
Не существует единообразных моделей артикуляции. У людей разные размеры челюсти, языка, ротоглотки. Небный свод может быть в форме купола или сужен и иметь так называемую готическую форму. Также необходимо понимать, что размеры так называемого промежутка между зубами у всех певцов сугубо индивидуальны.
Звукообразование - это физиологический процесс, которому подчинена вся деятельность системы формирования голоса. Обучающийся ребёнок должен знать о закономерностях звукообразования и лично переживать процесс пения. Главное условие – внутренняя, полная физическая свобода исполнителя. Это достигается благодаря естественной форме - гордой физической осанки певца: ровное и свободное тело, прямые руки, ровное положение головы, ноги упираются в пятки, руки спокойно опущены вдоль туловища.
Мышцы лица спокойны, без напряжения. Идеальная поза для певца – стоя. Необходимо следить, чтобы во время пения дети не запрокидывали голову, не торопились. Действия должны быть естественными и гармоничными, как во время разговора. Диафрагма опускается и растягивает стенки брюшной полости. В то же время возникает ощущение давления (поддержки) на живот, который заметно выпячивается вперед. Таким образом, певческая установка дает первоначальный толчок к правильному формированию звука, и это должно быть доведено до автоматизма в процессе пения.
Фонетическая дикция включает в себя два элемента: творческий и технический. Творческий момент — это художественная окраска слова в зависимости от идеи, сюжета и смысла исполняемой песни. Техническая составляющая — это умение дикции четко произносить гласные, органично и точно произносить согласные. Смена гласных и согласных не должна мешать плавному звучанию голоса.
Процесс обучения артикуляции песни трудоемкий. Дело в том, что языковые навыки очень сильны, и их нужно развивать для пения. Дети должны четко понимать, как правильно артикулировать.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в певческом процессе.
Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения – это необходимость, они подготавливают артикуляционный аппарат к пению. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, на каждом занятии. Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для активизации мышц шеи, гортани; упражнения для мышц мягкого неба и глотки; упражнения для нижней челюсти; упражнения для щек; упражнения для губ и языка, вокальные упражнения.
Обучающемуся нужно рассмотреть анатомическое строение своего рта с помощью зеркала - открыть рот, осмотреть ротовую полость, форму рта, язык спокойно лежит на нижней челюсти, обратить внимание на верхний маленький язычок, расположенный по дуге над корнем языка, попробовать его подтянуть и освободить глотку. Попробовать зевнуть, чтобы почувствовать движение мягкого неба, чтобы исследовать твердое небо.
Гимнастика лица:
Встать перед зеркалом и посмотреть на свое отражение, расслабить мышцы лица, встать без напряжения, посмотреть на естественную форму рта. Сделать точечный массаж лица.
1. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
2. Слегка покусать зубами кончик языка.
3. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
4. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь. Почувствовать кончик языка, он активен и тверд, как молоток.
5. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы. Язык певца должен быть твердым, гиперактивным, поскольку именно язык отвечает за правильное воспроизведение звука. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие - медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
6.Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
7.Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
8.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
9.Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
10.Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
11.Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
12.Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
Упражнение для постановки согласных звуков:
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
- Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
- Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
- Идет с козой косой козел.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
- Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
- Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
- Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
5. Тренировка произношения согласных:
- К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
- Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
6. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
- Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
- Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
- Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
7. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
8. Отработка звуков:
- Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Рододендроны из дендрария даны родителями.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- Яшма в замше замшела.
9. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
(В, ш) - воспользовавшемуся
(К) - мелкокалиберными
(П, в) - опубликовывать
(П, р) - опосредованному субсидированию
(Р, т, с) - территориальная целостность
(Р, т) - проиллюстрировала
(Р, в) - ревербератор
(С, ф) - средств
(Ч, в) - четырехсотдолларового
(Ч, ф, р) - фантасмагорический
10. Скороговорки очень хороши для тренировки.
Для начала необходимо читать скороговорки медленно, постепенно ускоряясь по мере успешного совершенствования. Следить за ритмом произношения. Не забывать о ритме, фантазии:
- Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
- Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.
- Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
11. Вокальные упражнения, предназначенные для развития дикции
Всегда легче правильно и быстро повторить скороговорку, напевая ее, чем проговаривая. Темп ускоряется по мере технических возможностей певца от среднего к быстрому.
Распевка "На дворе трава, на траве дрова". При исполнении упражнения удерживайте звук «Н» в переносице на протяжении всей попевки. Верхний звук доставайте широким и активным раскрытием певческого раструба.
Распевка "Карл у Клары украл кораллы" При исполнении этой скороговорки у вокалистов часто проваливается звук [Л]. Пример: ко-ра-Ллы! - неправильно, ко-раЛ-лы - правильно! у-Кра-ла! - неправильно, уК-ра-ла - правильно! Гнусавый звук нужно гасить опусканием гортани и удержанием в глотке объемного звука [А].
Распевка "Шла Саша по шоссе" Часто у вокалистов шипящие и свистящие «вылетают» с неприятным призвуком. Чтобы избежать этих проблем, постарайтесь шипящие и свистящие подавать в точку нижних резцов в низкой позиции. Для того чтобы не проваливались сонорные звуки (например, [Л]), используйте огласовку - прием фольклорной и народной вокальной музыки. Между согласными звуками, где отсутствует гласный звук, подставляйте огласовку «Ы» или «И». В данной скороговорке отсутствует гласная между звуками [Ш] и [Л], а также [Ш] и [К], поэтому будем подставлять между ними звук [Ы] (Ш[ы] ЛА, СУШ[ы]КУ).
Распевка "Сшит колпак не поколпаковски" Упражнение предназначено для укрепления и нарабатывания устойчивых навыков пения в низкой позиции. Включите свою фантазию, представьте себя грузным, большим человеком с огромным животом и скрестите руки на воображаемом животе. Возьмите первый тон попевки в самой низкой точке, оставайтесь в ней на протяжении всей попевки до октавного скачка. Все звуки [Ы] в скороговорке исполняются звуком [И], между согласными используется огласовка. Пример: «С[ы]ШиТ КО[а]Л[ы]ПАК НЕ[иэ]ПО[а]КО[а]Л[ы]ПАКОВ[ф]С[ы]КИ (...) ПЕ[иэ]РЕ[иэ]ВЫ[ииииии]КО[а]ЛыКО[а]ПАКО[а]ВАТЬ (и).
Нужно иметь в виду, что при работе над дыханием необходимым условием является не уставать, а при работе с органами артикуляции повторять до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают и совершенствуют артикуляционный аппарат.
Простой взгляд на процессы в зеркале дает информацию о памяти и воображении. Необходимо научиться быстро входить в рабочее состояние, научиться подключать воображение, имитировать любое действие, образ, научиться концентрироваться на мельчайших движениях, ощущениях, процессах.
Пение - уникальный жанр искусства, где музыкальное исполнение органично сочетается с необходимостью выразительной подачи речевого текста. Вокальному аппарату доверено не только формирование красивого музыкального тембра песни, сохранение виртуозности во всем спектре и его гибкое изменение, но и в то же время четкое и понятное слушателю значение слов поэтического текста.
Чтобы правильно овладеть пением, необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Одним из наиболее важных является артикуляция.
Рассмотрев различные упражнения на артикуляции, можно сделать вывод:
- при работе с артикулированным аппаратом важны постоянные занятия, а не время от времени, сознательный контроль, внимание.
- работа с зеркалом очень важна.
- работая над раскрепощением, нужно быть очень требовательным к себе, чтобы не пропустить ни одного сжатия, которое приводит к гримасам, показывая мышечную перегрузку.
- при тренировке артикуляционного аппарата требуется много повторений неудобных движений, чтобы чувствовать себя комфортно. Не нужно бояться усталости, но нужно избегать новых зажимов.
- очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, потому что слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.
Необходимо долго и упорно работать над этим. Именно такие систематические занятия вокалом совершенствуют певческий аппарат, обучают его надежным навыкам пения, развивают, подготавливают голос и слух к более сложной работе над художественным материалом, тренируют пластику движений, артистизм.