НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексанкина Н.В. Формирование отзывчивости у детей 5-6 лет посредством обучающих ситуаций (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


В современном мире достаточно остро стоит проблема воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости в аспекте качеств личности. Дошкольники стали менее отзывчивыми к переживаниям других, стало возрастать количество агрессивных и неустойчивых в эмоциональном плане детей. Дети старшего дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в установлении контакта, налаживании доброжелательных отношений со сверстниками. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.
Так как именно в это период своего развития ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться со взрослыми и сверстниками. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Процесс общения будет невозможен, если он не будет сопровождаться эмоциональным откликом, сочувствием и сопереживанием к другому. Если не заложить у ребенка основы общения с детства, то на протяжении всей последующей жизни это станет достаточно серьезной проблемой. Научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Перед педагогами во все времена стояло проблемой формирование нравственных качеств дошкольника. Большая часть всех дошкольных образовательных программ имеет в своем содержании раздел, где прослеживается акцент на формировании коллективистской направленности детей, формировании эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей, развитии эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
При сравнении задач и методов их решения видно, что основными методами являются формирование у детей коммуникативных навыков, правильных оценок моральных суждений. Этот метод представляет собой перерастание представлений морали в собственные действия дошкольника. Такой метод чаще всего используется педагогами, так как более традиционен, доступен для их понимания и применения. Поэтому он является наиболее распространённым.
Для работы с детьми был подобран комплекс образовательных ситуаций, который призван повысить уровень отзывчивости у детей.
Комплекс направлен на снятие эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций, на коррекцию тревожности и формирование доверия к окружающим, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, на корректировку поведенческих проявлений, эмпатию, на развитие самостоятельности в принятии решений, на снижение агрессивных проявлений по отношению к сверстникам.
Образовательные ситуации, которые предлагали детям для обсуждения были составлены с учетом имеющегося у них опыта и представлений. В них постарались охватить актуальные ситуации, с которыми может столкнуться ребенок в своей жизни. Использовали различные способы поддержания интереса к обсуждениям: сюрпризные моменты, пример из личной жизни или жизни других людей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Такая вариативность позволила реализовать все образовательные ситуации и не вызвать у детей отторжения к этой деятельности.
Была организована педагогическая работа с родителями, которым была предложена анкета «Формирование отзывчивости у детей дошкольного возраста». По результатам которой видно, что родители имеют общее представление о развитии эмоциональной отзывчивости своих детей и занимаются ее развитием, но их действия носят хаотичный, бессистемный характер. Связано это с тем, что родители не задумывались о развитии отзывчивости у своих детей, но после знакомства с результатами анкетирования и родительского собрания «Посеять в детских душах доброту…» родители стали более активными. В целом хочется отметить, что после проведенного комплекса мероприятий родители стали более внимательны к своим детям и к своему поведению, чаще стали обращаться за консультациями к воспитателю и посещать мероприятии проводимые в детском саду. Родители стали обращают внимание на свои и детские эмоциональные реакции.
Подводя итог, хочется отметить, что большая часть детей во время совместной деятельности со сверстниками проявляют желание им помочь, также это стремление в помощи проявляется по отношению к младшим детям и взрослым. Если вдруг замечают чье-то огорчение, то проявляют попытки узнать причину, утешить, помочь исправить ситуацию.
Родители также отмечают, что дети стали более отзывчивыми и спокойными. Стали больше интересоваться окружающим и прислушиваться к требованиям родителей.

Анкета для родителей

«Формирование отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

Для организации продуктивной работы с Вашими детьми просим Вас ответить на несколько вопросов анкеты:
1.       Ребёнок вежлив в общении с вами и другими взрослыми?
__________________________________________________________________
2.       Терпим к вашим замечаниям и замечаниям других взрослых?
__________________________________________________________________
3.       Принимает участие в домашних делах (в делах детского сада)?
__________________________________________________________________
4.       Помогает своим друзьям?
__________________________________________________________________
5.       Поддерживает друзей, у которых случаются неприятности?
__________________________________________________________________
6.       Признаёт свою вину, если совершил нежелательные поступки?
__________________________________________________________________
7.       Обращает внимание на эмоциональное состояние окружающих?
__________________________________________________________________
8.       Выражает собственное мнение о поступках окружающих и их взаимоотношениях?
__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

2020