НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Жовмерук А.С., Сейранова Н.А., Харламова Е.А. Конспект организованной образовательной деятельности "Экскурсия в прошлое предметов"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Цель: формирование представлений у детей об истории происхождения различных предметов.
Задачи:
· Расширить знания детей об истории жилища человека;
· Познакомить детей с историей возникновения предметов;
· Поддерживать познавательный интерес у детей;
· Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной речи, навыков свободного общения.
Ход деятельности:
Ребята, а как вы думаете, всегда ли люди жили в таких домах как сейчас, пользовались теми же предметами что и мы сейчас?
А вы хотели бы узнать, что было раньше?
А как вы думаете, как мы можем это сделать? (Узнать у родителей, посмотреть в книгах, в сети Интернет)
Я предлагаю вам отправится в музей и окунуться в прошлое…
Но музей у нас сегодня будет не обычный, а виртуальный! И поможет нам в этом экран!
Первый слайд. Изображение жилища древних людей. Пещеры, шалаши, деревянные дома.
Ребята, посмотрите, где раньше жили древние люди. Попробуйте описать их жилища, как они выглядели? Как вы думаете, удобно ли было жить в них? А как же люди согревались? Почему эти жилища не используются в наше время? Ребята, а вы знаете из какого материала человек сейчас строит дома? (Кирпич, шлакоблок, из железобетонных конструкций).
А вы хотите построить дом? Перед тем как вы приступите, давайте выясним, что есть у дома? С чего начинают строить дом?
Конструирование «Строим дом».
У детей на столах лежат геометрические фигуры, с помощью которых ребята выкладывают стены дома, окна, двери, крышу.
Второй слайд. История стула.
Ребята, а скажите пожалуйста, на чем мы с вами сейчас сидим? (На стульях)
А как вы думаете, как раньше выглядел стул, из чего его делали? (Выслушиваются предположения детей).
В давние времена стулом служили камни. Как вы думаете, удобно ли было на них сидеть? Почему? (Нет, они твердые, холодные). В то время, люди любили охотится, что приносило им одежду (шкуры животных) и еду (мясо животных). И вот однажды, во время охоты, человек присел на сваленное дерево. Ему показалось удобнее сидеть. Так на смену камням пришли бревна, которые служили своеобразными лавочками. Время шло, и опять же, во время охоты человек нашел пенек, присел, и понял, что он удобнее бревна, так как можно сидеть одному. Шло время…человек научился строить дома из дерева, делал лавочки, на которых могли помещаться несколько человек, потом сделал табурет. Со временем он видоизменялся, появилась спинка для того, чтобы было удобно сидеть и можно было облокотится спиной и отдыхать. И в наше время очень много разных стульев, от маленьких, до огромных, похожих на настоящие троны!
А я знаю очень интересную игру со стульями, хотите поиграть?
П/и «Успей занять место на стульчике!». Пока играет музыка дети бегают вокруг стульев, как только музыка останавливается дети должны успеть занять место на стульчике. С каждым разом количество стульчиков уменьшается.
Третий слайд. Изображение ложки.
Первая ложка была сделана из камня. Она была очень тяжелой и неудобной. Время шло и на смену каменным ложкам пришли деревянные более удобные и легкие. Их даже расписывали. А какими ложками пользуемся мы сейчас? (Металлическими). В чем их удобство?
Четвертый слайд. Изображение тарелки.
Раньше у людей не было тарелок, они ели с листьев. Это было очень неудобно. Первая тарелка тоже была сделана из камня, и неудобна из –за тяжести. На смену пришли тарелки из дерева, а затем из глины. Сейчас тарелки делают из фарфора, серебра, керамики.
А сейчас я предлагаю поиграть! 
Д/и «Восстанови последовательность»
Дети делятся на три команды.
За каждым столом разложены изображения различной тематики (жилье человека, стулья, тарелки) в разные периоды. Дети должны восстановить правильную последовательность и рассказать.
Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием!
У вас отлично получается работать в командах!
А сейчас каждой команде я раздам картинки – подсказки, и вам нужно подобрать как можно больше слов характеризующих этот предмет!
Д/и «Опиши предмет». При выполнении упражнения дети подбирают как можно больше подходящих слов характеризующих предмет.
Тарелка (какая?) красивая, глубокая, керамическая, стеклянная, суповая.
Ложка (какая?) деревянная, чайная, столовая, железная, десертная.
Стул (какой?) деревянный, пластмассовый, удобный, мягкий.
Какие вы молодцы, ребята!
Пятый слайд. Изображение ножа.
Первый нож был сделан из камня, но так же как и другая посуда, он был тяжел, и не удобен. Со временем человек сделал нож из дерева, но у него был большой недостаток он часто ломался. И уже много позднее изобрели металлический нож, которым мы пользуемся и сейчас. А что можно резать ножом? Для чего он нам нужен? А могут ли дети сами им пользоваться? А почему это не безопасно?
Шестой слайд. Изображение вилки.
У людей со временем возникла потребность в изобретении приспособления похожего на рогатку, на которое можно было наколоть что –то и, например, пожарить над костром. Сначала они были двух зубчатые, а позже и четырех. Но дерево материал непрочный для этих целей, да и к тому же эти рогатки горели. В железный век были сделаны первые железные вилки, которые похожи на те, которыми мы сейчас пользуемся.
Ребята, вот мы и посмотрели все экспонаты в нашем виртуальном музее.
А что вам запомнилось больше всего? Как вы думаете, почему предметами нашего времени легче пользоваться?
До новых встреч в нашем виртуальном музее!
2022