Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Штанько А.В. Современное сиротство или страна «потерянных» детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Время не стоит на месте, с каждым днем яростно летя вперед, человек, не хотя сам становится пленником огромной системы под названием жизнь. Сейчас в мире все меньше добра и понимания, люди все чаще перестают замечать друг друга, в их отношениях становится все меньше желания быть вместе и развивать семейные отношения. Семья, в наши дни перестает являться основополагающей ячейкой общества, обесцениваниваются основные принципы, взрослые часто заняты зарабатыванием денег, общение в семье сводится к телефонным звонкам.
На улице практически не встретишь семьи, которые просто гуляют, получая от этого удовольствие, чащеэто прогулка по магазинам с целью получения материальных благ. Все реже на улицах можно встретить ребятишек, бегающих веселой стайкой и играющих вместе. Все чаще общение происходит либо через социальные сети, либо каждый играет у себя в доме.
Нужно заметить, что год из года, страна становится все краше и возможности человека так же растут, но остается стабильным количество сирот, брошенных детей, которые за частую и является будущей ячейкой для становления общества. В советской песенке поется: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Так что же такоепотерянные дети? И представляет собой система современного сиротство?
Что же такое современное сиротство? Ведь если рассматривать систему, то ранее сиротами считались дети, когда у них по какой-то причине умирали родственники, или они были полностью лишены связей с ними. Если взять настоящее время, то нужно заметить, что таких детей в сиротских учреждениях страны сегодня единицы, ведь в большинстве своем, если в семье случилось несчастье, то хорошие родственники, никогда не предадут ребенка не отправят его на воспитание системой, а постараются позаботиться и приютить, какие бы обстоятельства не были у них.
Но, к сожалению, у современного сиротство появляется такое понятие как социальное. Ведь умногих детей есть родители и родственники, у которых нет возможности или просто желания воспитывать детей, и дети по воле судьбы получают статус «государственные». В свою очередь, государствостарается изо всех сил сделать максимально комфортно, улучшитьзаведение, чтобы ребенок там обрел свой «новый»дом.
Все чаще, дети попадают в сиротские заведения с самого раннего возраста. На наш взгляд, на это оказывают влияние две основные проблемы общества: это возраст будущих мам, которые чаще всего сами еще являются детьми, а родственники не принимают не запланированных членов семей, а также, социальные «болезни», такие как алкоголизм, наркозависимость, которые становятся все более распространены, а дети являются прямыми жертвами этих социальных явлений.
Итак, поподробнее хотелось бы остановиться на причинах, которое влекут за собой социальное сиротство и дают путевку детям оказаться в стране «потерянного» детства.
Самая многочисленная и распространенная категория детей, которые находятся в сиротских учреждениях, это дети, чьи родители страдают алкогольной, либо наркотической зависимостью и ведущих асоциальный образ жизни. Родители в погоне за мнимым удовольствием, теряют самое необходимое для жизни – эмоции и отношения привязанности, так как у них разрушается с начало эмоциональная сфера и только потомтелесная.
Снижение эмоциональной сферы – падение отношений между родственниками, понимания их чувств и желания быть вместе. На воспитание детей тратится много времени и, конечно же, труда, к чему не готово большинство родителей, легче пристраститься к бутылочному горлышку и стать заложниками алкогольного царства, чем уделить время детям. В свою очередь дети становятся брошенными, в еще детском возрасте сами пытаются справиться с проблемой выживания в обществе. Дети оказываются вне дома, что уже является опасением для крошечной жизни. Из таких семей детей, чаще всего забирают государственные органы, чем спасают их от смерти, прямого голода, избиений, долгосрочного жестокого отношения. Несмотря на это такая категория детей, любят своих родителей, выдают примером, пусть даже часто и не существующим. Дети терпят унижения и побои, не защищая себя и не рассказывая никому об этом, потому что в таких семьях есть неписаный закон – не говори, не чувствуй, не проси. Родители же часто строят из себя жертву обстоятельств, желание любить, кого то кроме себя отсутствует полностью. Даже когда судьба дает шанс вернуть своего малыша, любовь к обыденному образу жизни берет над собой верх, и они зачастую не борются за то, чтобы вернуть детей.
Следующая категория детей, которые попадают в учреждения, это дети вчерашних «сирот», которые в них воспитывались и выросли.
Дети, опекаемыми государством, очень ранимы и наиболее подвержены внешним соблазнам. У многих воспитанниц детских домов первая беременность случается довольно рано. Ведь чувства к противоположному полу, являются еще по-детски искренними. И первая любовь, это ведь навсегда.Результатом такой «любви» является ранняя беременность, а рожденные дети оказываются в доме ребенка, где усыновляются, если здоровы или так же остаются в детском доме, как и горе родители. Это один из вариантов, вторая сторона, это девочки, которые живут в детском доме, часто не социализированы и в осознанном возрасте боятся заводить семью. Но в результате многочисленных знакомств и случайных связей, появляются дети, а как воспитать и прокормить процесс не из легких, поэтому дети так же оказываются в сиротских учреждениях. Самое грустное в этой ситуации – многие женщины с таким опытом не считают жизнь в сиротском учреждении чем-то страшным. Они говорят: «Мы то выросли, и было неплохо, а главное – ничего ведь не надо делать. На всем готовом».
Дети мигрантов, это еще одна из категорий детей. Как складывается эта категория. Изза отсутствия рабочих мест, молодые люди уезжают из родительского дома на заработки. Изза отдаленности от родных мест, связи между людьми случаются от боли и горя, но они дают иногда какую-то надежду на создание семьи, на получение своего угла, а иногда это только следствие грубого обращения. И от этих связей рождаются «никому не нужные дети», у которых нет будущего. Они часто здоровы и красивы, но только не нужны, ведь по сути это случайность. Поэтому их судьба также определена.
Одной из самых сложных и за последнее время довольно встречаемых это дети – инвалиды. Родителям не хватает средств на операции, а часто и не хотят обременять себя такими проблемами. Лучше отказ и пусть другие смотрят, как их выношенное чадо увядает на глазах. Родители часто посещают их, но процесс поиска таким детям семьи затруднен, поскольку история их жизни неоднозначна и детей с таким наследством просто боятся брать. И заключительный путь попадания в сиротское заведение, это дорога, которую можно было бы избежать. Родители сами, ссылаясь на свое материальное положение и другие проблемы, оставляют детей на время. Часто так поступают люди, у которых потеряно жилье или нет постоянной работы. Срок размещения разный от месяца до года. Но что такое прожить год в казенных условиях? Что чувствует детское сердечко? Предательство и ежедневное ожидание, что такого не может быть… Разорванная связь отношений, необходимость для ребенка «втиснуться» в иерархию системы, которая накладывает отпечаток на всю жизнь. Срок не окончателен…. Он может и увеличится….Ситуация часто повторяется, и живут дети при живых родителях с ощущением, что их жизнь когда-то изменится, но это ожидание не дает возможности жить радостно и иметь счастливое детство.
Как же победить сиротство и вернуться из «страны потерянных детей» в страну «счастливого детства»? Мы считаем, что только любовью и направление действия государства и каждого отдельного человека на сохранение семьи и любви к детям, не только ксвоим, а каждому, кто находится рядом. На сегодняшний день, на базе нашего детского дома ведется «большая работа» для предотвращения и не допущения социального сиротства:
·          Школа приемных родителей;
·          Сопровождение приемных и проблемных семей;
·          Клуб «Открытые сердца» (для приемных и опекаемых семей);
·          Коррекционная работа с бывшими воспитанниками;
·          Помощь воспитанникам при возникновении проблем.
С помощью объемной и продуктивной работы проводимой в нашем доме, мы сможем найти тот ключ, где все дети без исключения из большой страны «потерянных детей», попадут в многочисленную страну «счастливое детство».

2019