Актуальные вопросы начального общего образования

Щелкова Т.В., Щелкова Ю.Е. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Для человека любого возраста общение с другими людьми является одним из необходимых условий жизни в социуме. Благодаря коммуникации идёт обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами. В общении происходит формирование личности: мы учимся оценивать поступки и отношения, усваиваем моральные нормы, применяем их на практике, наблюдаем отношения других людей и строим собственные. В общении проявляются и формируются такие важнейшие качества личности, как отзывчивость, чувство долга, ответственность, доброта, честность.
Наблюдая за современными школьниками можно сказать, что они во время общения, особенно друг с другом, могут испытывать трудности. Кто-то не знает, как обратиться к другому человеку с возникшей у него проблемой, а есть те, кто стесняется ответить, если к нему обращается кто-либо. Некоторым сложно поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свои эмоции, по этим причинам они конфликтуют или замыкаются, выбрав одиночество. Практически отсутствует живое общение, так как современная молодёжь предпочитает социальные сети, выкладывая свои фотографии и собирая «лайки» и смайлики вместо слов и предложений, или играя в компьютерные игры.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, которая будет готова жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для того чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным. Отсутствие навыков общения приводит к конфликтам, негативному стилю общения, а может приобрести и хронический характер. Поэтому, в ходе обучения не обойтись без целенаправленного и систематического формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД). Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Согласно ФГОС «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
·          активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
·          готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою позицию;
·          излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения;
·          умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности;
·          осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
·          готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [51].
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются Асмоловым А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой O.A., Салминой Н.Г., Молчановым С.В. [7], [8].
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников рассматривают такие исследователи как И.Н. Агафонова, А.С. Баранова, О.М. Арефьева, И.А. Гришанова, В. С. Жиркова, Ю. В. Жуковина, И.А. Неткасова, Н.Г. Падерова, Т. А. Погожева, С. А. Тюрикова.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидакти­ческие задачи [37]. Это один из ведущих методов современной педагогики. Он позволяет организовать поисковую деятельность учеников группами и парами, направлен не только на получение знаний, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Методика работы по организации проектной деятельности в начальной школе очень хорошо раскрыта Брыковой О.В. [11], Колесниковой И.А. [23], Пахомовой Н.Ю. [33], Полат Е.С. [37], Сергеевым И.С. [46]
Анализ литературы по указанной теме показал, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, так же как и организация проектной деятельности широко разрабатывается в педагогических исследованиях. Однако, проблема повышения уровня развития коммуникативных УУД у учащихся начальной школы в проектной деятельности изучена недостаточно.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
ФГОС нового поколения предполагает вовлечение родителей в школьную жизнь. Их помощь, конечно же, необходима в работе над проектами. Поэтому на первом этапе мы решили провести родительское собрание с целью разъяснительной работы. Я рассказала о важности проектной деятельности для развития личности учащихся. Дала рекомендации, как создать условия вовлечения детей в проектную деятельность. Объяснила им, чтобы они не старались взять на себя большую часть выполнения проекта, а вот если ребёнок обратился за помощью, то обязательно, проявив заинтересованность, помогли советом – это обеспечивает и поддержку мотивации, и самостоятельность.
Проектная деятельность объединяет в творческий процесс не только учащихся с учителем, но и родителей, что очень важно, так как в настоящее время детям очень не хватает внутрисемейного общения. Так же проектная деятельность сплачивает и родителей. Им приходится общаться, особенно при выполнении групповых проектов, они лучше узнают друг друга и переносят своё положительное общение в повседневную жизнь.
В проектной деятельности ученик и учитель должны стать равноправными участниками совместной деятельности. Педагог является другом, консультантом, который всегда поможет учащемуся самостоятельно овладеть знаниями. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возраст детей.
Темы для проектов выбираются по-разному. Она может быть взята из программы одной из учебных дисциплин, из перечня конкурсных работ. Также я сама предлагала темы, учитывая интересы и способности учащихся, но были ситуации, когда сами учащиеся проявляли инициативу в выборе тематики, исходя не только из своих познавательных интересов, но и творческих, прикладных. В идеале проект должен начинаться с проблемы, которая интересна самим учащимся.
Очень важно в самом начале работы пробудить интерес к теме проекта, которая должна быть доступна для выполнения младшими школьниками, так как от этого зависит успех. Формулировать её надо понятным для обучащихся языком. Например, тему проекта «Книга кулинарных рецептов нашего класса» (см. Приложение 4) я предложила после интересного классного часа о здоровом питании с практической работой, где мы рассматривали этикетки различных продуктов и изучали их состав.
Проблема проекта должна быть мотивирующей детей на самостоятельную работу, должна быть интересна и находиться в зоне ближайшего развития. Очень хорошо если проблемный вопрос формулируют сами учащиеся или с помощью учителя (в начальной школе это допустимо). Здесь уместен прием «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением. Именно интерес к теме проекта может стать основой для объединения детей в группы – они объединяются по интересу к проблеме.
На этом этапе нужно заинтересовать их перспективой результата, который будет востребован ими в повседневной жизни, значим для них. Если это исследовательский проект, то выдвигается гипотеза, которая требует проверки. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Постепенно мы переходим к тому, чтобы гипотезу формулировали сами дети. Выбрав проект для работы в паре или в группе, ребята коллективно формулируют гипотезу, ставят цель и задачи проекта, планируют работу над проектом. Всё это требует умения принимать и развивать идеи товарища, аргументировать свою точку зрения, перефразировать и объединять идеи.
Далее на этапе погружения в проект из проблемы вытекает цель и задачи проекта. Например, подводя детей к формулировке цели можно задать такой вопрос: Для чего мы с вами начинаем работу над проектом? Важно, чтобы дети смогли уловить главную мысль, а если с формулировкой возникают трудности, то можно помочь. Задачи – это пошаговый план для решения проблемы или доказательства гипотезы. После постановки задач возможны следующие вопросы: Какие умения потребуются от вас для того, чтобы выполнить проект? Достаточно ли хорошо вы владеете этими умениями? Как можно приобрести те умения, которых вам не хватает? Где вы сможете в дальнейшем приметить полученные умения?
На этапе планирования важно обговорить сроки выполнения проекта. По длительности в начальной школе проекты целесообразно ограничить 1-2 неделями или 1-2 сдвоенными уроками.
Для организации проекта мы разделили учащихся на 2 группы по 5 человек и старались, чтобы в группах были дети с разным уровнем знаний, с разными интересами, что тоже будет способствовать большему развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Так как нужно будет аргументировано отстоять свою точку зрения в спорных вопросах. Такая работа способствует сплочению ребят, они учатся вместе, помогая друг другу, а те, кто закончил работу над своими проектами могут проконсультировать других. В группах конкретизируется вклад каждого члена группы, назначается главный. Работу в группах мы начали с того, что все вместе сформулировали основные правила, которые требовалось соблюдать, общаясь друг с другом. Все учащиеся приняли активное участие в их обсуждении в результате мы пришли к общему мнению.
Далее в каждой группе идёт обсуждение плана работы по решению задач проекта. Он может быть параллельным или последовательным. Напротив каждого пункта плана ребята пишут, кто именно его выполняет. Я объяснила учащимся, что распределять поручения нужно в соответствии с возможностями членов группы и учитывая их желания.
На этом же этапе очень важно проговорить чёткие требования к результату проекта и формы представления для того, чтобы потом не возникало вопросов по поводу оценивания. Критерии оценки могут быть следующими: актуальность проблемы; правильно ли выбраны методы исследования; уровень самостоятельности; эстетика оформления проекта. И так как мы развиваем коммуникативные УУД, то для нас также важно: активность участников; характер общения; глубина общения; умение аргументировать свои заключения, выводы; умение отвечать на поставленные вопросы.
Следующий этап посвящён работе по сбору и уточнению информации. Здесь я была в роли наблюдателя за происходящим, конечно если помощь требовалась, то я помогала ребятам, но старалась давать больше самостоятельности. Кроме литературы, которую порекомендовали мы, ребята искали свои источники информации и сеть Интернет в том числе. При работе с Интернетом они учатся копировать подходящие фрагменты текста, сохранять картинки. Учащиеся 3 класса эти операции быстро осваивают. Важно положительно оценивать любой достигнутый результат каждого без исключения учащегося это является важным стимулирующим фактором.
Можно использовать на этом этапе: наблюдения, например, в проекте «Цветок для мамы» к празднику Международный женский день (8 марта) (см. Приложение 5); прогулки; анкетирование; опрос, например, в проекте «Игры для моих друзей» (см. Приложение 6).
На четвёртом этапе мы систематизируем и анализируем собранный материал. Здесь опять моя роль очень важна потому, что ребятам сложно пока ещё обобщать всё то, что они узнали или исследовали, делать выводы. Нужно помочь найти, порой из большого количества подобранного материала, нужный, который поможет в полном объёме раскрыть проблемный вопрос. Хорошо, если ребенок во время работы над проектом собирает словарик новых слов и записывает их значение.
Особого внимания требует завершающий этап работы над проектом – защита и оценка проекта, который, безусловно, является обязательным. Он необходим для того, чтобы ребята проанализировали свою работу, оценили себя сами и услышали оценки со стороны, показали свой результат.
Немаловажно приучать ребят к регламенту, для того, чтобы они научились за установленное время сжато изложить собственные мысли, логично и последовательно выстроить сообщение. Давая оценку, я акцентировала внимание не только на проект, но и на работу каждого учащегося.
Учащимся, которые добились лучших результатов, я вручила дипломы для портфолио, остальным - сертификаты об участие.
Очень важно, что все результаты выполненных проектов для учащихся были значимыми, готовыми к использованию в реальной жизни.
За проект «Цветок для мамы» был приготовлен общий приз всему классу – чаепитие. А хлорофитумы, которые ребятами сами вырастили, были подарены после защиты мамам. Дети были рады вдвойне, ощутив радость, доставленную мамам и почувствовав атмосферу праздника.
На защиту проекта «Книга кулинарных рецептов нашего класса» мы приглашали родителей. Ребенок получает возможность учиться выступать на публике, свободно рассказывать о своей работе, отвечать на вопросы.
В таблице 5 представлены коммуникативные универсальные учебные действия, развитию которых уделяется внимание на различных этапах работы над проектом.
Нами разработаны рекомендации для педагогов по развитию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности:
1. Привлекайте к работе родителей, так как в настоящее время детям не хватает внутрисемейного общения и поддержки.
2. Тема должна быть доступной и интересной от этого зависит успех в достижении результата.
3. Наиболее эффективными способами организации проектной деятельности являются: парные, групповые, семейные.
4. Делить на группы по 3-5 человек по желанию кто с кем хочет работать, но стараться разделить так, чтобы в группах были дети с разными интересами и способностями.
5. Начиная работу в группах, сформулируйте правила общения совместно с детьми.
6. Станьте для ребёнка равноправным участником проектной деятельности.
7. Не делайте за обучающихся то, что они способны выполнить самостоятельно.
8. При обсуждении спорных вопросов, давайте высказаться каждому ученику, сами при этом больше слушайте.
9. Соблюдайте последовательность этапов выполнения проекта.
10. Хвалите каждого ребёнка за любой достигнутый результат. Это является важным стимулирующим фактором.
11. Каждый начатый проект доводить до успешного завершения, чтобы ребёнок гордился достигнутым результатом.
12. Используйте различные игры, упражнения, задания, направленные на взаимодействие и сотрудничество, которые можно использовать как на уроках, так и после.
13. Защита и оценка проекта очень важный этап. Каждый ученик должен рассказать о своём вкладе в общее дело.
14. Начинайте с проектной деятельности в классе, чтобы создать образцы выполнения деятельности.
15. Не бойтесь брать для проекта те проблемы, решение которых вначале не знали и Вы. Только такие проблемы и создают условия для настоящей проектной деятельности.
2019