Хамзина В.А. Приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках русского языка
Библиографическое описание: Хамзина В.А. Приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
"Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами"
Георг Кристоф Лихтенберг, немецкий ученый, философ, публицист
В наших современных реалиях, в век высоких технологий, образованный, культурный человек обойтись без чтения книг не может. Мы всегда считались самой читаемой страной в мире, потому что еще наши предки понимали: именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Хорошая книга всегда являлась духовным наставником, другом, учителем, т.е. тем, кто сможет наставить на путь истины, передать опыт предыдущих поколений. Поэтому современные дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного.
К сожалению, современный этап развития общества характеризуется нестабильностью, сложностью и неординарностью. Быстрыми темпами развиваются информационные, когнитивные и биомедицинские технологии. Все это способствует трансформации как самого человека, так и всего общества. Чтобы жить в новой реальности, необходимо вырабатывать и реализовывать современные образовательные технологии, включающие в себя формирование новых компетенций и развитие креативных способностей. Сложно предвидеть, какие профессии будут нужны сегодняшним школьникам в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются для построения успешной траектории развития. В новых жизненных реалиях необходимы новые ориентиры для самореализации – «способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к меняющимся технологиям, используемым в быту и на производстве».
Переориентация системы российского образования на развитие функциональной грамотности обучающихся закреплена в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте ООО 2021 года в разделе 35.2: «…формирование функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире» [6].
Формирование функциональной грамотности у современных школьников – один из глобальных трендов современного образования, отражающий идею эффективной интеграции личности в общество. Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1]. Сформировать функциональную грамотность означает «сформировать готовность жить в изменяющейся природной и социальной среде, <…> найти свое место в современной жизни, которое гармонично отражало бы две важнейшие идеи – принятие индивидом общества и принятие обществом индивида»
Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу; решение практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора [3].
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая и естественно-научная. Современная ситуация диктует появление и новых направлений функциональной грамотности и, соответственно, компетенций.
К общим компетенциям, оказывающим влияние функциональной грамотности обучающихся, относят: понимание текста; умение обобщать полученную информацию; умение выделять важное для решения задачи; умение перевести информацию в необходимый формат; умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
Развитие функциональной грамотности неразрывно связано с понятием «осмысленность».
Как понимать то, что читаешь? Возможно ли вообще вникнуть в автор ский замысел? Как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы, пони мать, что они обозначают? Для этого мало просто уметь хорошо читать. Сегодня мы больше учим не читать, а понимать, извлекать, создавать, таким образом развивая читательскую грамотность обучающихся.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Формирование читательской грамотности у школьников на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
В практике работы любого учителя русского языка и литературы есть огромный запас приемов, методик технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.
При работе с любым текстом важно, чтобы ребенок понимал, о чем этот текст, какова его основная мысль, смог выделить ключевые слова, для того чтобы он смог передать содержание, не искажая его.
Для работы с информацией текста работает прием ТРКМ "Тонких и толстых вопросов". "Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Для того чтобы задать тонкий вопрос, в первое время ребенок может воспользоваться подсказкой: на слайде слова, с которых могут начинаться тонкие и толстые вопросы.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
кто...
дайте объяснение, почему...
что...
почему вы думаете…
когда...
почему вы считаете…
может...
в чем разница…
будет...
предположите, что будет, если…
мог ли...
что, если…
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Так, при работе с небольшим текстом, например, правило, с которым ребенок знакомится на уроке, происходит не только механическое запоминание информации, но и осмысленное.
В учебнике русского языка 5 класс есть орфограмма "Буквы З и С на конце приставок". Прочитав правило, дети задают друг другу сначала тонкие вопросы, затем толстые. Например, вопрос: " Верно ли, что если после приставки на з и с стоит буква Д, то на конце приставки будем писать букву З?" Ответ: "Да, верно, на конце приставки будем писать букву З" Тонкие вопросы помогают ребенку разобраться в полученной информации и ее воспроизвести. Таких вопросов дети задают друг другу от 2 до 4. Затем следует блок "толстых" вопросов, которые уже помогают определить, понял ребенок материал или нет. Например, вопрос: "Почему в слове "сделать" мы пишем букву с, а не З?" Предполагаемые ответ ученика: "В слове "сделать" пишем в приставке букву С, потому что этом слове традиционная приставка". Для того чтобы дать ответ на этот сложный для ребенка вопрос, ему необходимо проанализировать морфемный состав слова, понять,что в этом слове приставка традиционная, неизменяема, а не приставка на З и С, Это непростые аналитические операции, которые заставляют ребенка думать. анализировать и применять на практике имеющиеся знания.
Этот прием работает и на уроках литературы. При работе с небольшим текстом информационного характера о жизни писателя ученикам также предлагается ответить друг другу на тонкие и толстые вопросы. Это дает возможность оценить, насколько ребенок проработал информацию данного текста, причем не только у того, кто задаем вопросы, но и кто отвечает. Этот прием при работе с текстом я считаю очень эффективным, так при работе у ребенка включены все рецепторы: и зрительные, и умственные.
Еще один очень эффективный прием при работе с информацией текста и ее осмыслением - это прием «Составление кластера». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означаетпучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста. Этот способ осмысления информации работает как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
На уроках русского языка с 5 по 9 класс встречаются лингвистические определения. Например, по теме "Глагол". Эту часть речи дети изучают и в 5, и в 6 классе. Значит, составляя кластер в 5 классе, мы должны оставить несколько информационных кружочков пустыми, чтобы ребенок понимал, что не все признаки этой части речи изучены. У ребенка уже будет "задел" для изучения морфологических признаков этой части речи в дальнейшем.
Составляя кластер по частям речи, ребенок учится анализировать признаки любой морфологической категории. Начиная составлять кластер, мы сразу оговариваем, что от центрального кружочка, мы можем отвести только три, так как определяем часть речи по трем признакам: общее значение, грамматические признаки и синтаксическая роль.
На начальном этапе знакомства с частями речи, можно задавать определенное количество кружочков, которые дети должны заполнить, затем можно давать только тему для кластера. Как правило, дети с большим удовольствием работают с таким заданием. Эту работу целесообразно проводить на уроках русского языка во время повторения или обобщения.
При составлении кластера ребенок погружен в работу с информацией, которая ему знакома. Он ее анализирует и располагает элементы такой схемы в нужной последовательности. Для учеников помладше - это еще и занимательный элемент урока. Применение кластера имеет следующие достоинства: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Кроме того, составленная схема позволяет ребятам строить свое суждение, высказывание. Они не бояться выражать свои мысли. А главное, они понимают, что их ответ стройный, логичный, правильный.
Таким образом, уроки с применением приёма кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Таких результатов ученики добиваются при осмысленной работе с любым текстом: будь научно-популярный, или художественный, или публицистический.
Еще одним универсальным приемом работы с текстом является текст с пробелами. Для формирования читательского умения рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить обучающихся восстановить текст.
Например, текст для учащихся 5 класса по определению части речи. Нужно вставить пропущенную информацию.
Вариант 1.
Имя существительное - это... часть речи, которая отвечает на вопрос.. и.... Она обозначает....
Имя существительное обладает... и... признаками. Постоянные морфологические признаки: существительное относится к...,... и... роду; I, II и III.... Они бывают одушевленные и..., собственные и... Имена существительные изменяются по.. и....
В предложении бывают как..., так... членами предложения.
Вариант 2. Нужно найти и справить ошибочную информацию.
Имя существительное - это служебная часть речи, которая отвечает на вопрос КАКОЙ и ЧЕЙ? Она обозначает действие предмета
Имя существительное обладает постоянными и непостоянными признаками. Постоянные морфологические признаки: существительное относится к муж. и жен. роду; I, II и III спряжения Они бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и несобственные Имена существительные не изменяются.
В предложении бывают только главными членами предложения.
При работе с такими текстами ребенок концентрирует свое внимание на информации, известной ему ранее.
Очень эффективно работаем прием ошибочной информации при работе с изученными орфограммами. Например, при подготовке к словарной работе, к диктанту.
Вариант 1. Найдите, исправьте ошибки и объясните орфограмму.
Лещь, рож, нет чашь, уж, наотмаш, беречь, режте, хорошь.
Вариант 2. Найдите, исправьте ошибки и объясните орфограмм ы и пунктограммы.
Наступила осень и светит грусное солнце. На стройных берёсках ещё дрожжат жолтые листочьки. Лучи осеннева сонца освищают их. Далеко видны зилёные ели, и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным кавром.
В выпускных классах я использую прием "текст с пропусками" для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.
В этом случае дается "скелет" текста, который соответствует структуре текста-сочинения для написания экзаменационной работы. При систематической работе ребенок отрабатывает структуру такого сочинения. Он понимает, где у него должен быть тезис, где блок доказательств, а где он пишет вывод.
Привожу пример такого приема.
Так сформулировано задание в КИМ.
Как вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Так выглядит текст с пропусками.
На мой взгляд, мужество - это (качество...) …. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Герой (подведи итог их поступкам) …………… Это и есть ……………………………….
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Итак, можно сделать вывод, что…….
Такой прием мы используем на уроках, отрабатывая структуру сочинения-рассуждения как в устной форме, так и в письменной. Дети не стесняются, не переживают, что у них не получится. Они видят перед собой текст-костяк и наращивают на него информацию, полученную из прочитанного текста и из жизненного опыта.
Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Используяприем «Реставрация текста» можно в разных вариантах перепутать предложения и попросить учеников восстановить текст. Текст можно восстановить, зная законы грамматики. Дети имеют понятие, что предложения в тексте связаны не только по смыслу, но и грамматически. Восстанавливая текст, они обращают внимание не только на смысловую связь, но ищут грамматические связь. Этот прием можно усложнить, если детям дать схемы предложений, составляемого текста. Тогда они работают не только со смысловой составляющей, но и со структурой предложения.
Формирование читательской грамотности как компетенции возможно только на основе выполнения всех составляющих читательской деятельности, целенаправленного мотивированного процесса понимания письменной речи собеседника, где понимание – это универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания (мысли автора текста). Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448
2. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.
3. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. Серия «Функциональная грамотность – важнейший результат образования». – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). − С. 13−34
5. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. Ответственный редактор: А.А. Бучек – д. психол. н, доцент, руководитель Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». - М., 2022
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: АО «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения: 12.02.2023).