Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме, но, пожалуй, никогда она не стояла так остро как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может, и катастрофы нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас Дома Земли.
Дети дошкольного возраста при ознакомлении с предметами и объектами природы слишком активно «исследуют» предмет. Например, они могут оторвать ножку у кузнечика и посмотреть, будет ли он прыгать. Это жестокое отношение объясняется незнанием особенностей жизнедеятельности живого организма.
Еще одна особенность малышей проявляется в копировании у взрослого ответов поведения. Например, на вопрос: - Почему они любят природу? отвечают: «нравиться любоваться природой». «Природа украшает нашу жизнь». Дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Их привлекает цвет, форма, движение, и лишь отсутствие знаний, умений, формирует их неправильное отношение, поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Основная задача экологического воспитания детей младшего возраста в формирование знаний и умений, направленных на охрану природы, бережное отношение к ней, осознание ее важности и необходимости.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
В современных условиях экологическое воспитание детей является самым актуальным и необходимым. Человечество должно заботиться о сохранении природной среды естественной для его обитания и выживания.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний приспособленных зависимостей существования живых организмов живых от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. В педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей использую различные формы организации детей (занятия, наблюдения, экскурсии, труд) и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Наглядные методы соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты, моделирование.
Словесные методы – это рассказ воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, животных, беседы.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется как в повседневной жизни, так и на занятиях. Занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы.
В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется разного типа занятия:
· занятия первично – ознакомительного типа чаще всего посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса, пруда.
На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных, учатся распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
· занятия углубленного – ознакомительного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными. Направлено на выявление и показ детям связи между животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это занятие по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, жизнью вблизи человека, способностями их передвижения, принятия пищи.
Занятия углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представления детей.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия.
· Игра. Используется различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные. Игра позволяет отразить эмоциональное переживание ребенка, связанных с восприятием и его познанием.
· Элементарные опыты. Например - проращивание лука – репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдение, за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (1 раз в неделю) делаются зарисовки роста растения. В практической деятельности дети упражняются в выращивании растений;
· Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ. В результате этого у детей формируются трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными;
· Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Эти приёмы чаще всего использую в работе с детьми младшего возраста.
· Экологические досуги, праздники. Так с малышами проводятся на протяжении всего года детские праздники. Тематика их разнообразна. Например, «Праздник осени», «В волшебном лесу», «Новый год», «Масленица» и т. д.
· Наблюдения. Технология экологического воспитания детей включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумными рыбками, декоративной птицей, погодой и т. д.). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы.
Но среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению. Советский психолог С.Л. Рубинштейн говорил о наблюдении так: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдения».
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не продолжительно. Чтобы придать наблюдению познавательную окраску: задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушав их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное правило - хвалить детей. За правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаю познавательным общением с детьми, развиваю в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирую отчетливое представление о сформированных особенностях животных и их связи со средой обитания.
Для эффективного проведения наблюдений необходимо иметь разнообразные объекты наблюдения. Поэтому в детском саду важным фактором является обогащение развевающей среды. Совместно с другими работниками, был создан живой уголок, где проводятся наблюдение за растениями, проводятся эксперименты, в календаре природы фиксируются сезонные изменения. С помощью такого календаря у детей развивается умение наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы.
Для того чтобы получить результат, учитывается ряд требований к проведению наблюдений:
- четко поставленные цели и задачи, для конкретной группы детей; отбор небольшого круга знаний; системность проведения наблюдений; способствование развитию умственной и речевой активности детей; возбуждать интерес к природе; взаимосвязь с другими видами деятельности детей.
Проводимые наблюдения можно классифицировать по принципам:
1 Характер объекта наблюдения: наблюдения за растениями; наблюдения за животными; наблюдения за объектами неживой природы; наблюдения за объектом, которым является человек.
2. По месту проведения наблюдения: в групповой комнате; на участке; в парке, в лесу.
3. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
5. По характеру включения в педагогический процесс: систематические; эпизодические.
6. По продолжительности: кратковременные; длительные.
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные; обобщающие.
10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые, решение наблюдательных задач.
Данная работа по экологическому воспитанию детей планируется по программе «Детство». Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание закономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, у них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе – познавательное, эстетическое, бережное и гуманное.
Работая с детьми, мы всё больше убеждаемся в том, что наблюдения в природе это неотъемлемый процесс в развитии детей. Этот метод тесно связан с другими видами деятельности детей. Например, чтобы начать учить рисовать дерево, проводим серию наблюдений за деревьями в окружающей ребёнка среде.
Наблюдения в повседневной жизни и занятиях являются важным методом в педагогической работе. Дети осваивают не только экологическое представление, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношения к объектам природы.
Любовь к природе не рождается сама собой, для этого с первых дней жизни детей необходима правильная организация чувственного восприятия природы, чувственно-практический образ в поведении взрослого. Проводя работу с детьми по экологическому воспитанию, мы сделали вывод, что правильная организация руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Литература
1. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – №7. – 2004. – с. 44-492. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – №7. – 2003. – с. 31-35
3. Йозова, О. Наглядное пособие в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с. 70-73
4. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 168 с.
5. Марковская, М. М. Уголок природы в д/с кН. Для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г, Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.: ил. 95-100
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Светлана Николаевна Николаева.– 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
9. Рыжова, Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.
10. Рыжова, Н. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – №5. – 2003. – с. 26-34
11. Рыжова, Н. «Я и природа» Программа творчество и красота // Дошкольное воспитание. – №11. – с.28-31; №12. – с. 24-26