Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме, но, пожалуй, никогда она не стояла так остро как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может, и катастрофы нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас Дома Земли. Дети дошкольного возраста при ознакомлении с предметами и объектами природы слишком активно «исследуют» предмет. Например, они могут оторвать ножку у кузнечика и посмотреть, будет ли он прыгать. Это жестокое отношение объясняется незнанием особенностей жизнедеятельности живого организма. Еще одна особенность малышей проявляется в копировании у взрослого ответов поведения. Например, на вопрос: - Почему они любят природу? отвечают: «нравиться любоваться природой». «Природа украшает нашу жизнь». Дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Их привлекает цвет, форма, движение, и лишь отсутствие знаний, умений, формирует их неправильное отношение, поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Основная задача экологического воспитания детей младшего возраста в формирование знаний и умений, направленных на охрану природы, бережное отношение к ней, осознание ее важности и необходимости. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В современных условиях экологическое воспитание детей является самым актуальным и необходимым. Человечество должно заботиться о сохранении природной среды естественной для его обитания и выживания. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний приспособленных зависимостей существования живых организмов живых от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.В педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей использую различные формы организации детей (занятия, наблюдения, экскурсии, труд) и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Наглядные методы соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты, моделирование. Словесные методы – это рассказ воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, животных, беседы. Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется как в повседневной жизни, так и на занятиях. Занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется разного типа занятия: · занятия первично – ознакомительного типа чаще всего посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса, пруда. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных, учатся распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. · занятия углубленного – ознакомительного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными. Направлено на выявление и показ детям связи между животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это занятие по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, жизнью вблизи человека, способностями их передвижения, принятия пищи. Занятия углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представления детей. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия. · Игра. Используется различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные. Игра позволяет отразить эмоциональное переживание ребенка, связанных с восприятием и его познанием. · Элементарные опыты. Например - проращивание лука – репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдение, за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (1 раз в неделю) делаются зарисовки роста растения. В практической деятельности дети упражняются в выращивании растений; · Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ. В результате этого у детей формируются трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными; · Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Эти приёмы чаще всего использую в работе с детьми младшего возраста. · Экологические досуги, праздники. Так с малышами проводятся на протяжении всего года детские праздники. Тематика их разнообразна. Например, «Праздник осени», «В волшебном лесу», «Новый год», «Масленица» и т. д. · Наблюдения. Технология экологического воспитания детей включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумными рыбками, декоративной птицей, погодой и т. д.). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы. Но среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению. Советский психолог С.Л. Рубинштейн говорил о наблюдении так: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдения». Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не продолжительно. Чтобы придать наблюдению познавательную окраску: задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушав их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное правило - хвалить детей. За правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаю познавательным общением с детьми, развиваю в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирую отчетливое представление о сформированных особенностях животных и их связи со средой обитания. Для эффективного проведения наблюдений необходимо иметь разнообразные объекты наблюдения. Поэтому в детском саду важным фактором является обогащение развевающей среды. Совместно с другими работниками, был создан живой уголок, где проводятся наблюдение за растениями, проводятся эксперименты, в календаре природы фиксируются сезонные изменения. С помощью такого календаря у детей развивается умение наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы. Для того чтобы получить результат, учитывается ряд требований к проведению наблюдений: - четко поставленные цели и задачи, для конкретной группы детей; отбор небольшого круга знаний; системность проведения наблюдений; способствование развитию умственной и речевой активности детей; возбуждать интерес к природе; взаимосвязь с другими видами деятельности детей. Проводимые наблюдения можно классифицировать по принципам: 1 Характер объекта наблюдения: наблюдения за растениями; наблюдения за животными; наблюдения за объектами неживой природы; наблюдения за объектом, которым является человек. 2. По месту проведения наблюдения: в групповой комнате; на участке; в парке, в лесу. 3. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные. 4. По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребёнка; 5. По характеру включения в педагогический процесс: систематические; эпизодические. 6. По продолжительности: кратковременные; длительные. 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические. 8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. 9. По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные; обобщающие. 10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые, решение наблюдательных задач. Данная работа по экологическому воспитанию детей планируется по программе «Детство». Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание закономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, у них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе – познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. Работая с детьми, мы всё больше убеждаемся в том, что наблюдения в природе это неотъемлемый процесс в развитии детей. Этот метод тесно связан с другими видами деятельности детей. Например, чтобы начать учить рисовать дерево, проводим серию наблюдений за деревьями в окружающей ребёнка среде. Наблюдения в повседневной жизни и занятиях являются важным методом в педагогической работе. Дети осваивают не только экологическое представление, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношения к объектам природы. Любовь к природе не рождается сама собой, для этого с первых дней жизни детей необходима правильная организация чувственного восприятия природы, чувственно-практический образ в поведении взрослого. Проводя работу с детьми по экологическому воспитанию, мы сделали вывод, что правильная организация руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Литература
1. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – №7. – 2004. – с. 44-49 2. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – №7. – 2003. – с. 31-35 3. Йозова, О. Наглядное пособие в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с. 70-73 4. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 168 с. 5. Марковская, М. М. Уголок природы в д/с кН. Для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил. 6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г, Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.: ил. 95-100 7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с. 8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Светлана Николаевна Николаева.– 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с. 9. Рыжова, Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил. 10. Рыжова, Н. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – №5. – 2003. – с. 26-34 11. Рыжова, Н. «Я и природа» Программа творчество и красота // Дошкольное воспитание. – №11. – с.28-31; №12. – с. 24-26