Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Ставрук Т.В. Формирование учебной мотивации обучающихся как залог получения высококлассного специалиста и высокого рейтинга вуза

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса профессионального обучения – проблема развития профессионального интереса и повышение успеваемости студентов ВУЗов на сегодняшний день является довольно актуальной. Она служит отысканию таких путей профессионального обучения, которые привлекали бы к себе студентов. Хорошая успеваемость – свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста востребованного обществом. Огромная роль в этом принадлежит преподавателям, именно от их взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен ВУЗа и какой клад знаний будет у него в голове.
Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Заинтересованность учебным процессом у обучающихся формируется с первых дней обучения в образовательной организации. Поэтому изучение факторов, которые влияют на учебную мотивацию обучающихся, имеет большое значение для повышения *эффективности образования.
На протяжении многих лет по результатам диагностики мотивации обучающихся разных ВУЗов установлено, что обучение студентов протекает нормально только тогда, когда оно связано с практикой жизни, когда студент понимает жизненное значение того что он изучает. Если этого нет, то возможны срывы обучения – увлечение тем, что мешает учебе. Следовательно, причинами неуспеваемости являются: отсутствие интереса к дисциплине, разочарование в выбранной специальности, отсутствие интереса к обучению из-за личности преподавателя и его методики обучения, а также личностные способности обучающегося.
В ходе исследований было установлено, что мотивация к обучению у студентов женского и мужского пола разная, а именно для представительниц женского пола свойственна большая потребность в социальных контактах, а для мужчин характерны мотивы творческой самореализации (узнавать новое, заниматься деятельностью), они предпочитают «делать, а не говорить». Большинство обучающихся выбирают ВУЗ для обучения– по совету родителей, из-за известности. Дальнейшее разочарование которое приходи в процессе обучения, и отображается на успеваемости. Кроме этого эффективность учебного процесса студентов непосредственно связана и с социально-психологическим климатом коллектива учебного заведения, который характеризуется следующими факторами:
1.       рабочая атмосфера непосредственно в образовательной организации, в отдельных её коллективах, отделениях, аудиториях, лабораториях;
2.       морально-психологический фактор, процессы, которые происходят в группах, отделениях, аудиториях, лабораториях.
Поэтому весь коллектив ВУЗа является ответственным за формирование учебной мотивации и эффективность учебного процесса студентов, а преподаватель своим примером и педагогическим мастерством может только сформировать жизненное понимание выбранной специальности.
С каждым годом все труднее и труднее преподавателю заинтересовать и усмирить студентов на занятиях. Преподаватели прибегают к разным методам и приёмам:
1.       …на лекции кто-то разговаривает на задних партах? Без разбору кто там разговаривает, выгоняем весь задний ряд за дверь. И они послушно выходят, а если не выходят, просто сообщаем студентам, что пока те не выйдут, не будем читать лекцию, разумеется, сами студенты начинают давить на одногруппников, и те всё равно выходят;
2.       ….. в классе шумно, начинаем говорить «тише». Со средних рядов доносится:
— А не могли бы говорить чуть громче?
— А пусть на задних партах замолчат, тогда будет слышно. — отвечаем.
Тогда ребята со средних и первых рядов сами начинают грубо затыкать своих одногруппников.
Оба эти приёма НЕ являются правильными, хотя работают. Они основаны на конфликте между личностями и грубом подчинении. При этом авторитет преподавателя очень стремительно падает.
3.       Далее подход, когда играют на отрицательных качествах некоторых преподавателей, чтобы «выехать» за счёт их неграмотности. Есть дисциплины, которые опираются на некоторые основы ранее изучаемых дисциплин, а потому от студентов требуются знания, которые они должны были получить в школе или курсом раньше. И дальше говоря, о неграмотности и неопытности преподавателей нахваливают себя. Но этот подход тоже НЕ правильный: он основан на унижении других людей и на опасном внедрении в умы молодежи мысль о том, что «стариков» и других людей можно не уважать, показывая дурной пример неуважения. Так делать нельзя.
Преподаватель обязан говорить складно, почти без запинок, с выражением, объяснять свой материал хорошо, не бояться импровизировать или что-то забыть. «Будешь бояться — студенты это почувствуют».
Преподаватель обязан быть честным со студентами. Очень часто преподаватели боятся отвечать на какие-то вопросы или увиливают в сторону, когда студент задаёт неудобный вопрос. Это неправильно. Нужно показать, что вы тоже человек, и если вы понятия не имеете для чего вы читаете свой предмет, то нужно так и сказать. Если чего-то не знаете или ошиблись, нужно извиниться и постараться исправить ошибку, порой даже спрашивая совета у студентов.
Преподаватель обязан уметь общаться с аудиторией, а также знать и понимать философию, социологию, политику, теорию управления и многие другие основы нашей жизни. Студенты часто задают вопросы типа «зачем это нужно?», причём в разных формах и по разному поводу эти вопросы возникают по 15-20 раз за семестр. Отвечая на них, приходится уходить в темы, далёкие от дисциплины, но разговаривать на эти темы со студентами нужно обязательно, потому что они помогают им понять свою будущую жизнь.
Каждый преподаватель сталкиваясь с данными задачами и проблемами хочет найти идеальное решение для себя. Поэтому я желаю каждому из нас, несмотря на все трудности нашей повседневной работы найти свое решение, которое будет основываться на человеческих отношениях к обучающимся, и поможет нам подготовить и воспитать высококвалифицированных и ответственных специалистов, владеющих способностью делать по жизни правильные шаги и выходить из сложных ситуаций с честью и достоинством.

Список литературы.

1.       Потемкин А.Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема. Вестник ОГУ, 2001., №1.
2.       Сагидулина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасаева К.К., Аманжолов Т.А., Новрузова Н.Б.. Внешние факторы влияющие на успеваемость студентов ВУЗА. Вестник КазНМУ, 2017., №4.
3.       https://infourok.ru/problemi-i-puti-povisheniya-uchebnoy-motivacii
4.       http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/244-17-sposobov-motivirovat-vzroslykh-uchenikov
2019