Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Галко А.В. Мастерим портрет в технике «коллаж» (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Библиографическое описание:
Галко А.В. Мастерим портрет в технике «коллаж» (из опыта работы педагога дополнительного образования) // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов декоративно-прикладного творчества.

Материалы разработки описывают опыт работы с группой учащихся младшего школьного возраста (дети от 6 до 9 лет).

Материалы разработки дают представление о системе педагогических средств и методов вовлечения учащихся в активное изучение технического приёма «коллаж» для создания изображений.

Введение

Коллектив «Студия «Умейка» в ДДЮТ «На Ленской» работает с 2010 года. В коллективе занимаются мальчики и девочки от 6 до 12 лет.

Ребята знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства народов мира, основами изобразительного искусства, композицией в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, приёмами художественной обработки материалов (бумага, текстиль, глина, кожа).

Образовательная программа построена из тематических блоков, согласно принципу педагогической целесообразности.

Каждая тема сочетает в себе как теоретические знания, транслируемые педагогом, так и набор вариативных практических упражнений, заданий.

Учащиеся 1 года обучения (дети 6-8 лет) осваивают тему «Портрет». В рамках знакомства с жанром живописи, детям предлагается познакомиться с приёмом «коллаж». Коллаж – это приём, которые помогает детям преодолеть неуверенность в своих художественных силах. Составленные из кусочков цветной бумаги картины – получаются забавными, эмоциональными, простыми, но яркими. Коллаж позволяет переделывать работу несколько раз, без потери аккуратности и зрелищности. Готовый коллаж- портрет – может стать частью поздравительной открытки. После выполнения коллажа, учащиеся продолжают знакомство с жанром «Портрет», выполняя последующие учебные задания по программе.

Знакомство с техникой «коллаж» требует подготовки педагогом набора бумажных фрагментов (обрезков, остатков от предыдущих работ…), достаточного для группы учащихся. У детей должен быть достаточный выбор.

Одним из условий экологичного отношения к материалу является отказ от разрезания обрезков бумаги на более мелкие обрезки. То есть: если нужен кусочек поменьше, сложи имеющийся пополам, или вчетверо и т.п. Но не отрезай, чтобы не преумножать остатки

Ножницы используем только при необходимости.

Целевая аудитория: обучающиеся коллектива «Студия «Умейка»» девочки и мальчики 6-9 лет.

Раздел программы: «Портрет».

Тема занятия: «Упражнение-коллаж «Портрет друга».

Цель занятия: ввести понятие «Коллаж»; познакомить детей с приёмом создания изображений из кусочков цветной бумаги, выполнить упражнение «Портрет друга».

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятием «Коллаж», научить составлять бумажные детали в целое изображение.

Развивающие:

- пробудить интерес к технике «коллаж»; побудить к самостоятельному изучению приёмов создания изображений;

- способствовать проявлению креативности учащихся при составлении «портрета».

Воспитательные:

- поощрять активность учащихся и способствовать построению отношений сотрудничества в группе;

- побуждать к изучению истории изобразительного искусства, в частности, истории техники «коллажа».

Форма проведения занятия: учебно-практическое занятие.

Методы и приемы:

- методы стимулирования познавательной деятельности: рассматривание галереи изображений (П.Пикассо, А.Матисс…), беседа «Что ты видишь на картине?»;

- методы организации учебно-познавательной деятельности: вербальный, наглядный и практический, репродуктивный и поисковый, индуктивный.

- приемы: прием рефлексии результатов работы посредством экспресс-выставки «Галерея портретов»;

Дидактический материал (наглядные пособия, ТСО и др.):

· Коллекция коллажей;

· Школьная доска (магнитно-маркерная белая);

· Медиапроектор с колонками;

· 1 компьютер/ноутбук для работы медиапроектора;

· Презентация «Портрет друга. Коллаж из цветной бумаги» (составитель Галко А.В.).

Ожидаемый результат занятия: практическое знакомство детей с приёмом «коллаж», упражнение – портрет в технике коллажа из обрезков цветной бумаги.

Сценарий проведения занятия

Этапы занятия

Содержание

Подготовительный этап до занятия (коллекционирование остатков цветной бумаги)

Педагог рекомендует детям складывать остатки цветной бумаги в отдельную папку, которая впоследствии станет банком материала для коллажа.

Приветствие

В кабинете оборудованы 3 рабочие зоны.

1. Стол с разложенными кусочками цветной бумаги. Рядом органайзер с ножницами, клеем ПВА, кисточками, салфетками.

2. Медиа-зона (компьютер, мультимедиа экран).

3. Столы ученические для практической работы.

Учащиеся при входе в класс садятся за рабочие столы.

Участники занятия приветствуют друг друга.

Интеллектуальный этап

Педагог запускает презентацию. Демонстрирует несколько изображений. Задает вопросы:

Что вы видите на этой картине? А еще что? А что еще здесь изображено, но пока не называли это?

Какое настроение на этой картине?

Педагог задает учащимся уточняющие вопросы, побуждающих рассказать то, что они думают, разглядывая представленные в галерее виртуальных изображений картины.

Учащиеся высказываются.

Беседа имеет стимулирующий характер, каждый учащийся участвует в беседе. При этом мнение каждого ребенка не оспаривается, а уважается.

Суть беседы постепенно сводится к тому, что портрет можно создать с помощью кусочков бумаги.

Подготовка к изготовлению коллажа

Безопасность на занятии: правила безопасности обсуждаются кратко.

Педагог демонстрирует несколько коллажей, составленные учащимися в предыдущие годы.

Педагог озвучивает комплексную цель: составить портрет друга из имеющихся в студии остатков, обрезков цветной бумаги, используя кусочки полностью, не разрезая их на части без необходимости.

На столах дети могут взять разнообразные фрагменты (обрезки) цветной бумаги, клей, кисточку, салфетки.

В качестве основы для портрета используется лист картона формата А4.

Презентация. На экране есть подсказки. Педагог обращает внимание детей на них.

Практический этап

Последовательность действий:

§ Выбрать наиболее крупный кусок цветной бумаги для овала лица; при необходимости скорректировать форму овала лица при помощи подгиба углов, краёв и т.п.;

§ Подобрать и сформировать детали лица (глаза, нос, род, уши, причёску);

§ Разложить детали на овале лица, при необходимости скорректировать;

§ С помощью клея закрепить овал лица и все детали.

Педагог предлагает детям обмениваться идеями, деталями во время работы. Иногда соседу может пригодиться незамеченный кусочек…

Процесс выполнения коллажа у детей может отличаться по времени, так как дети в группе разного возраста, с разным уровнем развития навыков мелкой моторики. Для тех, кто справляется быстро, педагог предлагает сделать к «портрету» рамочку, составленную из мелких кусочков бумаги (бумажная мозаика).

Демонстрация предметного результата

На магнитную доску вывешиваются коллажи учащихся.

Заключение

Осмысление результата: «коллаж» - это технический прием, который позволяет быстро достичь положительного результата – составить портрет. Портрет в технике коллажа имеет особенности: условность, декоративность, эмоциональность.

Рефлексия: что было трудно? Подбирать детали? Работать инструментом? Составлять детали в единое целое?

Выводы учащихся (например: коллаж это удобный способ использовать множество обрезков бумаги и ткани; портрет можно сделать не только из бумаги, подойдут кусочки натуральной кожи, природные материалы, лоскутки ткани…).

Организационный момент

Учащимся предлагается привести в порядок рабочие места.

Пост коммуникативный этап.

Педагог анализирует качество выполнения приёма каждого учащегося. Отмечает в карте наблюдения результаты. Фотографии работ учащихся отправляет в учебную группу ВК.



Блок диагностических средств

Карта наблюдения

Наблюдаемый показатель

оценка

примечания

В обсуждении картин участвовал (а)



Подобрал (а) бумажные детали, сочетающиеся друг с другом по цвету



Составил (а) композицию грамотно



Работал (а) активно, уверенно



Критерии оценивания

Операция не выполнена

0

Операция выполнена частично

1

Операция выполнена полностью

2

Операция выполнена на высоком уровне

3

Заключение

В коллективе «Студия «Умейка»» занимаются дети младшего школьного возраста. Технический приём «коллаж» дети осваивают в разном темпе, на разном уровне. Выработать навык составления композиции из кусочков цветной бумаги, получив из «тренировочных» упражнений коллекцию оригинальных портретов, возможно, используя методический приём «Что ты видишь на картине?».

Подборка иллюстративного ряда для проведения занятия, продиктована педагогической целесообразностью: учащиеся усваивают новый приём создания изображения, понимая, что жанр «Портрет» может быть реализован не только красками.

Сочетание в одном занятии коллажа с помощью яркой цветной бумаги и осмысления живописных портретов (А.С. Пушкина, Петра I…) активирует креативные способности детей.

Получив положительный опыт использования приёма «коллаж» в данном занятии, учащиеся обоснованно применяют описанный вид создания изображений в последующих работах. Например: «Весенний натюрморт», «Открытка для защитника Отечества».

Бережливое отношение к обрезкам, остаткам материалов для художественного творчества, воспитывает экологическое сознание жителя мегаполиса, развивает осознанность потребления.

Библиографический список:

1. Коллекция изображений АРТХИВ URL: https://arthive.net/res/media/img/orig/work/b5b/535687.webp Брак Ж.

2. Коллекция изображений АРТХИВ URL:https://arthive.net/res/media/img/oy1200/work/044/685707.webp Пикассо П.

3. Коллекция изображений АРТХИВ URL: https://arthive.net/res/media/img/oy1200/work/acc/428444.webp П. Пикассо «Портрет человека в шляпе»

4. Коллекция изображений АРТХИВ URL:https://arthive.net/res/media/img/oy1400/work/d19/672159.webp Портрет Петра 1.

5. Коллекция изображений АРТХИВ URL:https://arthive.net/res/media/img/oy1000/work/c95/663263.webp Портрет А.С. Пушкина

6. Коллекция изображений АРТХИВ URL:https://arthive.net/res/media/img/orig/work/e13/194007.webp Дж. Арчимбольдо. Весна.

7. Словари и энциклопедии на Академике URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23343
2023