НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гуляева М. А. Обучение детей чтению

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Процесс обучения чтению самый интересный, но и самый трудный, поскольку в нем участвуют мышление и речь, восприятие и память, воображение. Задействованы слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения.
В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения чтению, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет.
Традиция обучения чтению в школе у детей старше 6 лет имеет многолетнюю историю по методу аналитико - синтетического обучения чтению.
Общепринятая в России методика обучения, опирающаяся на разработки К.Д. Ушинского и Д.Б.Эльконина, зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению.
Букварь – Горецкий, Кирюшкин, Шанько (синенький), по которому учились многие из нас. Этот букварь для школьника, он базировался на звуко – буквенном анализе. Букварь очень сложный, по нему могли заниматься дети полностью сформированные, без каких либо речевых нарушений, с полностью сформированной мотивационной готовностью и достаточными языковыми нормами. В букваре используется принцип частотности, который очень удобен для составителей букваря. Выбирается наиболее часто повторяющаяся буква и в этом порядке выстроена система обучения. Такой принцип давал возможность составителям не испытывать дефицита слов и речевого материала, который туда привносился, так как за счет этого частотного принципа можно было дать большое количество слов прочитать ребенку в соответствии с его учебной нагрузкой. Такой метод обучения могут освоить только дети к 7 годам с полностью сформированными предпосылками к обучению в школе.
Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (символического изображения). Оно формируется на базе устной речи, т.е. буквы придуманы для обозначения звуков речи, а не наоборот.
Учить ребенка чтению можно, начиная с 4 лет, но при двух условиях:
1.       Наличие интереса;
2.       При правильном произношении всех звуков. Пример: если ребенок говорит: «Маса мыля ляму», вместо: «маша мыла раму», так он это и прочтет. А значит вместо чтения будем закреплять дефекты произношения и развивать в последствии дисграфию у детей.
А вот к 4-5 годам ребенок с нормальной речью, овладевает правильным произношением и лексико – грамматической системой языка. Ребенок без речевых нарушений, не изучая правил, избегает ошибок при чтении и письме, т.к. у него развит фонематический слух и имеется достаточный речевой опыт.
МетодДалана – Маниченко (ГленаДомана), в последнее время приобрел широкую популярность.
Это способ интенсивного интеллектуального развития детей с рождения или с 2-3 летнего возраста. Это методика глобального обучения чтению, с помощью карточек, на которых написаны слова.
Ребенку читают слово и показывают карточку, он запоминает, так несколько раз. Потом просим найти определенноеслово, и он находит.
В этом методе много минусов, происходит механическое чтение, ребенок не понимает, что он прочитал.
В основе лежит обучение чтению целыми словами и количественному счету.
В результате, в процессе обучения развивается- память, внимание, логическое мышление. Ребенок отличается высокой сообразительностью, глубиной мышления, отличным словарным запасом и эрудицией. Опережает сверстников в развитии.
Эта методика нуждается в постоянном повторении. Дети распознают слова как целые единицы, нет звукобуквенного анализа. Ребенок визуально распознает целые слова, не деля его на слоги. После того, как он выучит, таким образом, 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются, для распознания.
Если обучение чтению проводится без учета готовности ребенка к усвоению необходимых навыков, в дальнейшем возникают проблемы. Неправильное усвоение навыков чтения, отвращение к чтению и письму, поэтому необходимо быть внимательным. Этот метод лучше всего использовать как промежуточный, для боле лучшего усвоения, а не как индивидуальный.
Метод А.Н.Зайцева- оперативной единицей является склад.
Склад-это не толькопара из согласных с гласной, или согласный с твердымили мягким знаком, но и одна буква.
Метод Зайцева-это игровая методика, с использованием кубиков. Кубики различаются по цвету, размеру, звуку, который они издают и даже по весу.
Учиться читать полезно, но и сложно. Это труд для детей, а с кубиками очень интересно. С помощью этой методики задействуются все виды памяти (зрительная, слуховая, тактильная, двигательная). С помощью звенящих кубиков развивается музыкальный слух. Они помогают ребенку запомнить определенные особенности чтения(склада).
Разработаны таблицы, в которых есть шаблон чтения без изменения последовательности звуков. Гласные, которые составляют тот или иной склад с буквой.
Это помогает детям почувствовать разницу между гласным и согласным, звонким и глухим звуками. Это процесс механического чтения, очень быстрый, но с определенными минусами. В процессе такого чтения не развивается осознанное чтение.
Метод Натальи Пятибратовой. Доработала методику Зайцева с элементами Монтессори – педагогики. Где каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно выбирать индивидуальный метод.
Буквари Резниченко Т.С. коллекционировала стишки, так как уделяла большое внимание словарному запасу детей. По ее мнению обучение чтению способствует:
- преодолению устойчивых нарушений речевого развития;
- облегчает усвоение звуко- слоговой структуры слов;
- служит накоплению опыта использования грамматических категорий;
- способствует развитию связной речи и осознанию языковых явлений.
Программа обучения чтению предполагает гибкое использование двух систем обучения – методом целых слов и послоговым способом. В тетрадях ребенок учится запоминать слог, а всю остальную информацию читает взрослый, постепенно учится запоминать определенный тип слоговых конструкций, и потом даются слова, которые читает.
Заблуждение родителей, что нужно запомнить 33 буквы алфавита. Это неправильно, так как буква пишется по-разному (заглавная, строчная). В букваре на это уделяется внимание.
Букварь Н. С. Жуковой – зелененький, стал популярным, так как по нему очень легко научиться читать.
В этом букваре придуманы бегущие человечки, для сливания букв, чтобы получался слог.
Используется традиционный метод, поэтому у ребенка должен будет развит фонематический слух и все языковые нормы языка. Шипящие, свистящие звуки, используются вначале обучения.
Что может стать препятствием для обучения чтению?
1.Побуквенное чтение. Знакомство ребенка с буквой (А, Бэ, Вэ, когда ребенок запоминает название буквы и в результате простое слово звучит как «МЭ-А-МЭ-А» и ребенок не понимает, что он прочел. Чтение превращается в зубрежку и разочарование.
2.Механическое чтение. Ребенку не показывают картинки или предметы, названия которых он прочел, и он прочел, и он читает, но не понимает о чем идет речь.
3. Индивидуальные особенности ребенка. Чтение сложный процесс, который зависит от темпов созревания головного мозга. Нельзя ставить сроков для обучения, у каждого свой темп развития и обучения.
Как помочь ребенку научиться читать?
При выборе пособия нужно обращать внимание на речевой материал.
Буквы мы читаем и пишем, а звуки произносим. Это очень важная задача обучению грамоте.
Ребенку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя ребенку букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Всем буквам, кроме мягкого и твердого звука соответствуют определенные звуки. (Букве А- звук а, букве М- звук м). Но есть изменение буквы в определенном положении, звук –О, в определенной позиции звучит по-другому (ачки, авца, арел, асьминог, абезьяна), в безударной позиции звучит как - А.
Пособия Олеси Жуковой, направлены на разные проблемные способы обучения. Азбука для малышей с крупными буквами. Пособия объединили две методики – логографическое чтение, запоминание слов в виде целостного образа (глобально) и прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой.
Ребенок может познакомиться с названием, с помощью игрового приема (картинка и слова). Слова подобраны по уровню сложности - короткие слова (состоящие из согласного и гласного), глаголы (сок, мама, папа, кит, суп, бежит, сидит). После запоминания слов предлагается подкладывание слов, закончи предложение.
Корректный правильный метод обучения может стать мощным средством коррекции первичных и вторичных нарушений речевого развития.
При знакомстве ребенка со зрительным образом буквы, нужно подключать все виды памяти (выкладывание буквыиз пластилина, рисовать, обводить…). Чередование порядка гласных с согласным звуком, помогает ребенку запоминать.
Принцип составления букваря - это опора на онтогенетическую последовательность освоения звуков речи русского языка ребенком.
Сначала изучаются гласные и простые согласные, а позже буквы передающие звуки сложной артикуляции (ж, ш, щ, ч, ц, р, п). Поэтому плохо заниматься с плохоговорящими детьми, по такому букварю, в младшем дошкольном возрасте.
Нужно использовать ассоциативные сравнения, которые помогут ребенку запомнить чтение буквы ж-жук. Такой способ используется давно всеми педагогами.
При знакомстве с буквой, используется обезьянка с фразой (тихим голосом читать маленькую букву, громким большую букву).
Применение животных в букваре, помогает ребенку запоминать взаимосвязь между звуком и буквой. Этот прием фонетической ритмики, набор движений, это новый вид памяти (внизу на страничке есть комментарии).
С первых страниц букваря ребенок понимает читать нужно для него, потому что это интересно.
Процесс автоматизации навыка чтения должен представлять собой последовательность переходов от простых единиц чтения (па-па, пу-ма) к более сложным.
У каждого ребенка свой темп развития, необходимо для начала закрепить пройденный материал, потом переходить на изучение нового звука.
Логопедический журнал ведет работу:
- по развитию фонематического анализа, синтеза; по преодолению нарушений звуко-слогового анализа; по развитию лексико- грамматической стороны речи (знакомство с местоимениями, склонение глаголов, один- много, словоизменение и словообразование).
- по профилактике, возможных школьных трудностей, смешения акустических близких звуков (га-ка…)
- над осознанием структуры предложения, роли и места предлога.
-формирование осознанного чтения, то есть после прочтения необходимо отвечать на вопрос.
- расширение словарного запаса.
Букварь несет воспитательную, назидательную задачи, примеры хорошего и плохого поведения. От простого к сложному, задания повышенной сложности расположены в конце книги.
Процесс обучения вещь очень сложная и трудная, кроме букваря нужно использовать игровые пособия:
- магнитные буквы;
- волшебный экран, писать палочкой;
- слоговые таблицы;
- рамка-вкладыш алфавит;
Для того чтобы пробудить интерес к печатной книге, нужно дома иметь и читать книги взрослым.
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов.
Не нужно начинать изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Работаем в той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь учим гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)
В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
Чтение по слогам
После того как выучили несколько букв, начинаем складывать слоги. В «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА)
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Обязательно нужно следить за произношением и расстановкой пауз.
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращать внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения мы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Библиографический список

1.       Жукова О. С. «Букварь для будущих отличников»- Москва: Издательство АСТ,2018 -96 с.
2.       Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие –М.: Эксмо, 2016.-96с.
3.       Доман Г. « Как научить ребенка читать»АСТ, Астрель,2004.
2020