НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ашикпаева А. Р., Ковешникова Н. Г. Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов. Поэтому важно, чтобы дошкольники поняли: человеческий организм – сложное, но хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
При решении данной проблемы мы предлагаем активизировать детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов, ориентированных на приобщение детей к основам безопасности жизнедеятельности в бытовых условиях: дома, в группе детского сада. Здесь надо уделить внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми дошкольного возраста определенных навыков поведения. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных жизненных ситуациях. Ведь дошкольники могут оказаться в незнакомой ситуации и дома, и в детском саду, поэтому надо развивать у них самостоятельность и ответственность.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому дошкольнику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать представления о том, какие опасности могут подстерегать ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту.
В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение, используют полученные знания в повседневной жизни.
В связи с этим важным средством образовательной работы является организованная образовательная деятельность с детьми. Поэтому, как вариант, мы предлагаем конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему «С огнем не шутят».
Цель: Формирование основ безопасного поведения детей, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
1. Систематизировать представления детей об огне, с непосредственным источником опасности в быту.
2. Познакомить детей с правилами противопожарной безопасности и с необходимыми действиями в случае возникновения пожара.
3. Развивать умение детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.
4. Закреплять представления детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
5. Развивать умение детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
6. Способствовать развитию речи детей, двигательной активности и изобразительным навыкам дошкольников.
7. Воспитывать в детях чувство ответственности и уважительное отношение к профессии пожарного.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Кому что нужно», чтение художественной литературы: рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», заучивание стихотворения М.Лазарева «Если вдруг произошла с тобой беда».
Игровое оборудование: игрушечный телефон для игры «Сигнал тревоги», набор картинок для игры «Что нужно пожарным?», мяч для игры «Лови – бросай, сразу отвечай», красные и голубые ленточки для подвижной игры «Огонь – вода», знаки-светофоры (красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» (по количеству детей).
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность детей

РППС

1

– Дети! Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:
Веселый шалунишка – оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает – концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди так хочется погладить….
Проказника не тронь – зовется он…
– Верно, это огонь! (показывает символ огня).
– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь…
Сказка «Огонь-друг, огонь-враг».
– Жил-был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел – по лесам, по полям, по домам. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом для всего живого.
Как вы думаете почему?
– И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай огонь померяемся силой». Огонь отвечает: «Куда тебе человек, со мной силой мериться». А человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебе буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить человеку и стал его другом.
Ребята заходят в группу оформленную на тему: «С огнем не шутят».
Дети отгадывают загадку.

– Огонь!
Дети внимательно слушают сказку.

– Он сжигал все подряд.
Картинка – символ огня.




2

– Дети, скажите, зачем человеку огонь? (на ватмане картинки: костер, газовая плита, свеча, факел)
Вывод: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет хвост пламени – это сгорает ракетное топливо (на ватмане картинки). Огонь очень нужен людям!
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда. Скажите, отчего может возникнуть пожар?
– Чем кроме огня еще опасен пожар?
Давайте поиграем в игру «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит, то руки можно опустить. Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, бензин, краска.
– Молодцы! Еще одна загадка для вас:
В брезентовой куртке и каске, забыв про кольчужную бронь.
Решительно и без опаски, бросается рыцарь в огонь.
– Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?
– Внимательно посмотрите и выберите то, что нужно пожарному. Нужный предмет обведите в кружок.
– Вот еще одна загадка для вас:
Мчится огненной стрелой, мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой, смелая дружина.
– Правильно. Что нужно сделать, чтобы пожарные приехали? Да, нужно позвонить по телефону и попросить о помощи. Вот и игра «Сигнал тревоги».
Дети отвечают на вопрос:
– Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду. Огонь зажигает газовую плиту. Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер. Огонь освещает, если зажечь свечу.
Дети рассматривают картинки.



– От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга…
– Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.
Дети с удовольствием играют в игру.


– Это пожарные
Ребята подходят к мольберту, выполняют задание: обводят в кружок то, что нужно пожарному.
– Пожарная машина.
– Позвонить.
Дети играют в игру «Сигнал тревоги».
На ватмане картинки: костер, газовая плита, свеча, факел.
На ватмане картинки: земной шар, автомобиль, металлург на заводе, космодром.


Картинки-сюжеты (от чего может возникнуть пожар).
Ленты красного и голубого цвета.


Картинка – пожарный.
Картинки на ватмане, карандаши.
Картинка – пожарная машина.
Игрушечный телефон.

3

– А теперь встаньте, мы поиграем с мячом. Игра «Лови-бросай, сразу отвечай».
– Для чего пожарной машине нужна сирена?
– Почему пожарная машина красного цвета?
– Зачем пожарной машине раздвижная лестница?
– Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар?
– Чем тушат бензин?
– Где пожарные берет воду, если она закончилась в машине?
– Какими должны быть пожарные?
– Почему пожарные должны быть сильными и смелыми?
– Зачем пожарные надевают противогаз?
Дети ловят мяч, отвечают на вопросы.
– Чтобы все услышали и уступили дорогу.
– Чтобы ее было заметно на дорогах: красный цвет – цвет огня.
– Чтобы подниматься на высокие этажи.
– Рукава.
– Пеной.
– В колодцах, в реке.
– Сильными, смелыми, ловкими и т.д.
– Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму.
– Чтобы можно было дышать при задымлении.
Мяч.


4

– Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре «Разрешается – запрещается». Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно.
– Хорошо. Молодцы! Все правила назвали. Садитесь.
Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом и врагом. Но все- таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?

Ребята называют все правила правильно.


Отвечают на вопросы воспитателя.
Знаки-светофоры.

Таким образом, проводя такую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности дома и в детском саду, мы добились того, что дети активно стали использовать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности, научились адекватно оценивать экстремальные ситуации, решать поставленные перед ними проблемные задачи. У детей появилась потребность следовать правилам поведения в определенных жизненных ситуациях, инструкциям обращения с различными предметами. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

Библиографический список

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность/Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина – СПб., 2012.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Л.В.Артемова – М., 2012.
3. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников/Н.Ю.Белая – М., 2012.
4. Дыбина, О.В. Рукотворный мир/О.В.Дыбина – М., 2020.
5. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/С.А.Козлова – М., 2018.
6. Усачев, А. Школа безопасности/А.Усачев, А.Березин – М., 2017.
7. Шарова, О.Г. Основы пожаробезопасного поведения/О.Г.Шарова – СПб., 2017.
2021