Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Резванова М.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся нетрадиционными типами уроков математики

Библиографическое описание:
Резванова М.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся нетрадиционными типами уроков математики // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Всем нам известно, что меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И соответственно, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Нетрадиционные уроки_ это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений

учитель - ученик.

Первая задача нетрадиционных уроков заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Нетрадиционные формы проведения уроков:

· Повышают интерес учащихся.

· Развивают творческую самостоятельность.

· Обучают работать с различными источниками знаний.

· «Снимают» рамки традиционности урока.

· Способствуют оживлению мысли.

Как можно отличить традиционные и нетрадиционные формы уроков?

· присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок.

· кроме программного, используется и внепрограммный материал.

· организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной.

· занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления.

· в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.

· дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска.

· требует серьезной предварительной подготовки.

Основные формы нетрадиционных уроков: Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж.

Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала: урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, патентное бюро, конструкторское бюро и т. д.

Интегрированные уроки: Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок.

Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.

Класс делится на команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске. Тема викторины оглашается в начале урока.

Урок-КВН

План проведения:

Разминка. Самостоятельная пятиминутная работа по обязательным результатам обучения (можно использовать тестовые задания).

Блицтурнир. Предлагаются задания типа «Что бы это значило», «Найди ошибку».

Конкурс «Домашнее задание».

Конкурс капитанов. Капитан решает задания на доске, учащиеся команды – на своих местах, при необходимости команда может помочь капитану.

Конкурс консультантов. Каждый консультант получает задание, решает его на доске и объясняет решение. Задача соперников – завалить консультантов, разыграв непонимание.

Урок-зачёт

На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.

Структура урока: Разминка 5-7 минут; Опрос ассистентов первой группы без подготовки (10-12 минут); Опрос ассистентов второй группы ассистентами первой группы; Первая группа ассистентов решает задачи до конца урока; Вторая группа ассистентов ведет опрос. Ответившие на «4» и «5» присоединяются ко второй группе ассистентов. К зачёту каждый ученик заготавливает лист учета знаний, в котором будут выставлены оценки за определенный вид деятельности.

Урок-дискуссия

Весь класс разбивается на группы по интересам. Учитель распределяет темы докладов, формулирует цель дискуссии. Члены группы готовят выступление по теме и их наглядную иллюстрацию (чертежи, плакаты, презентации и т.д.). Поставленные вопросы должны освещаться глубоко, вызывать интерес у учащихся. Докладчиков должно быть более 3 человек.

К учебной конференции прибегают тогда, когда предполагается изучать легкий, но объёмный материал, хорошо изложенный в разных пособиях.

После докладчика выступают оппоненты. Основной метод обучения – дискуссия, в ходе которой разбирается учебный материал. Учитель направляет ход дискуссии, формирует основные вопросы, ориентирует учащихся на их обсуждение. В заключении подводится итог конференции.

Математический турнир

Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Оценки выставляет учитель. Остановлюсь на некоторых уроках, которые я сама провела в этом году. Например, урок-лекция. Этот урок рассчитан на более взрослый контингент. Он подготавливает учеников в дальнейшем слушать лекции преподавателей в высших учебных заведениях. Особенно удобен этот вид урока при изучении начал геометрии, при введении в теорию вероятностей. Я использовала его при изучении в 9 классах понятия вероятности. Дала развернутое понятие события, рассказала, как зародилась теория вероятности как отдельная наука, объяснила виды событий, дети узнали классическое определение вероятности, а также законы сложения и умножения вероятностей. Несмотря на большое количество новых терминов, основная цель урока была достигнута, учащиеся заинтересовались темой, тем более большая часть задач носила практико-ориентировочный характер, т.к. для проверки того, как был усвоен материал, я предложила детям решать задачи на нахождение вероятности брака при производстве товаров, на выпадение орла или решки, на вероятность рождения мальчика или девочки и т.п.

Задачи такого типа вызывают интерес, это не просто вычисления, здесь возникает необходимость логического мышления.

Удобный и наиболее любимый для меня урок – это урок-соревнование. Его я провела в 8 классе, выбрав тему обобщение «Преобразование выражений, содержащих арифметический квадратный корень». Остановлюсь на некоторых формах проведения этого урока. Я использовала на уроке как групповые задания, так и индивидуальные. Работа по карточкам в группе, были составлены примеры, и каждый ряд, работая со своей карточкой, передавал ее дальше, на следующую парту. От детей требовались быстрота и правильность решения. Такие уроки организуют детей, скрепляют их коллектив, работая вместе, они становятся более дружными и сплоченными. К тому же этот урок позволил мне подвести итог изучения тем, связанных с квадратным корнем. После него стал понятен уровень подготовленности класса к написанию контрольной работы.

Можно долго говорить на тему проведения нестандартных уроков, но в заключении хотелось бы отметить, что на учителя возлагается большая ответственность по формированию новой личности. Потому что творческий подход к построению и проведению урока пробуждает у детей фантазию, желание работать и добиваться успехов. Ведь недаром такие прекрасные слова сказал известный деятель прошлого столетия: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь упустить будущее». (Анри Барбюс)

Библиографический список
1. Федорченко С. А. Нетрадиционные формы проведения уроков математики. Электронное пособие. URL: http://www.urok/1step.ru (дата обращения 23.04.2023).
2. Сосоенко Н. С. Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Дипломная работа. 20.09.2012 URL: https://nsportal.ru (дата обращения 02.07.2023).
2023-07-14 10:16 2023