НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андреева Т. С., Евтухова И. Н., Гребцова И. В., Семикопенко Е. В. Уголок патриотического воспитания во второй младшей группе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения является воспитание российской гражданской идентичности и чувства патриотизма с самого раннего возраста.
Стараясь организовать эту работу в младшей группе, где детям только 3 года, считаем целесообразным опираться на такое детское качество как любознательность. А учитывая, что в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, и основным принципом обучения и воспитания – наглядность, мы решили организовать в группе уголок патриотического воспитания, где разместили предметы, которые помогут ребенку узнать и понять, что такое Родина, история России, героические подвиги и заложить основу воспитания патриотизма.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками.
Для маленького ребёнка Родина, это его дом, семья, родные и близкие люди. Поэтому при организации этого образовательного пространства мы обратились к родителям с просьбой принести предметы знакомые их детям и вместе с этим, являющиеся олицетворением России, иллюстрирующие традиции нашей родины, какие-то семейные реликвии. И вот, что у нас получилось.
На первой полке представлены экспонаты, рассказывающие о прошлом нашей родины, которое тесно связанно с семьями наших детей. Это полотенце с яркой вышивкой, как показано на рисунке 1, фотографии прадедушек-участников войны 1941-1945гг., медали, предметы армейской формы, георгиевская ленточка – все эти предметы мотивируют детей к познанию фактов о героическом прошлом России и послужит основой для формирования желания стать защитником Отечества.
Большую часть времени дети проводят в детском саду. Для них детский сад – это тоже Родина. Делая жизнь детей в детском саду насыщенной и интересной, мы учим их любить и беречь детский сад, уважать воспитателей. А самые памятные моменты из жизни группы мы храним в этом фотоальбоме.
Вторая полка в нашем уголке патриотического воспитания посвящена нашему родному городу и области. Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. Главные достопримечательности Белгорода изображены на страницах брошюры. А это - макет усадьбы княгини Волковой (рисунок 2), которая является объектом культурного наследия и включает главный дом и конюшню, расположенные в микрорайоне Старый город (бывшее село Старое Городище). Этот замечательный экспонат изготовлен в семье Пестенко Никиты, который с гордостью принёс его в группу и рассказывал детям о своём посещении этой усадьбы. Показывая детям колокольчик с надписью «Белгород», расскажем о православных традициях Белгородчины. А кукла Цветочница заняла своё место на полке после фестиваля «Белгород в цвету», который прошёл в нашем городе в выходные.
Третья полка нашей экспозиции посвящена России – как самому большому и сильному государству в мире и Белгородской области – как части великой России. На рисунке 3 Вы можете увидеть, что здесь карта, флаг, герб, берестяной кувшинчик, матрешки, деревянные ложки. Увидев такие яркие и необычные предметы, ребенок естественно спросит: «Что это…» и услышит рассказ о традиционных народных промыслах, узорах, игрушках, предметах быта, сможет потрогать их, подержать в руках.
Сегодня наш уголок патриотического воспитания выглядит так. Но изменяя экспозиции на полках, мы сможем открывать новые страницы в истории России, родного края, рассказать о природе, ее богатствах, познакомить с новыми героями. Особенно важно, что все эти предметы дети приносят сами с мамами и папами и услышат в детском саду рассказ о своих семьях, своих традициях, которые они соблюдают и чтут.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания.
Обращаясь к родителям с просьбой о помощи в оформлении уголка патриотического воспитания, мы побуждаем их вспомнить о своих предках, рассказать детям об истории семьи, показать семейные реликвии, а значит работа по патриотическому воспитанию проводится уже не только в детском саду, но и дома, в семье ребенка.
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. 
Таким образом, уголок патриотического воспитания – это место, где ребенок получит новые знания, ощущения, эмоции, научится любить свою семью, свой детский сад, свой город, народ, свою Родину!
Используемая литература: 
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 
2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5. 
3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 











2022