Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение ребенка к природе, окружающему миру.
Детский сад – место, где ребёнок проводит значительную
часть своей жизни, поэтому экологизация этого пространства имеет особое значение. Педагоги дошкольного учреждения впервые знакомят детей с природой, с изменениями, которые происходят в ней в разные времена года. На основании приобретенных знаний у дошкольников формируются такие качества, как любознательность, реалистическое постижение явлений природы, умение логически мыслить, наблюдать, бережно относиться к природе.
Изучение теоретического и практического материала, а также апробирование его в работе с детьми дошкольного возраста позволило педагогам детского сада №1 «Светлячок» создать систему работы ДОУ, направленную на формирование у детей дошкольного возраста, начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
· развивать познавательный интерес к миру природы.
· направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
· воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
· формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
На протяжении многих лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания. С 2010 года является районной базовой площадкой по экологическому воспитанию дошкольников. Наш коллектив стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду созданы определенные условия:
1. Создание экологической среды в ДОУ.
2. Вовлечение дошкольников в природоохранную деятельность.3. Взаимодействие с родителями.
Эколого-развивающая среда МКДОУ д/с № 1 «Светлячок» включает в себя: уголки природы в группах, которые размещаются в удобном для детей месте. Кроме растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например, мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
Так же в уголках природы расположена зона коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска.
Рядом с уголками размещаются календари природы, в которых дети отмечают изменения в природе.
В нашем ДОУ создана экологическая комната, которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Раньше экологическая комната занимала большие групповые помещения, потому что наполняемость детского сада была неполной. Но после капитального ремонта нашего детского сада экологическую комнату переоборудовали в групповую и в настоящее время экологическая комната занимает небольшую площадь, которая разделена на зоны:
1) зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
2) лаборатория «Почемучка» для детского экспериментирования. В ней имеются микроскоп, мерная посуда для измерения, колбочки и др. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
3) Постоянно пополняется библиотека в экологической комнате. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, диски с записями голосов животных, звуков природы, с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же расположена библиотека произведений о родном крае. Так же в библиотеке хранятся рукописные книги, созданные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
4) макеты природных зон: муравейник, животные саванны, аквариум и др., которые помогают дошкольникам знакомиться с их жизнью и обитанием.
5) зона комнатных растений и мини-огород. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Для этого имеется различное оборудование: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, лопаточки и т.д. Дети изучают строение и форму комнатных растений, а в мини-огороде садят лук, овёс, укроп, петрушку и выращивают рассаду для цветников.
Особое внимание мы уделяем организации экологического пространства на территории детского сада.
В нашем детском саду создана экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Тропа обозначена точками: Точка «Деревья», «Кустарник», «Клумба», «Метеостанция», «Лекарственные растения», «Муравейник», «Лес».
Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагоги выбрали «хозяина тропы». Периодически этот персонаж «оживает», участвует в театрализованных праздниках, проводит занятия на тропе, посылает детям письма - задания, за выполнение которых оставляет на своей тропе различные сюрпризы.
На всей территории детского сада расположены цветники. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
Также на участках разбиты огороды, на которых дети высаживают и ухаживают за овощами.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную деятельность, т.е. виды деятельности, предполагающие взаимодействие с природой в любых формах начиная с самого простого. Достичь поставленной цели, нам помогают природоохранные акции, ставшие уже традицией в нашем ДОУ. Эта форма работы требует большой подготовительной работы, но и результативность в формировании сознательно положительного отношения к природе говорит сама за себя.
Силами педагогов разработаны и внедрены в жизнь акции: «Поможем пернатым», «Берегите первоцветы», «Кошкин дом», «Украсим дом цветами», «Детский сад – цветущий сад», «Умный взгляд на мусор», «Возвращённый лес».
Доступные и понятные для детей акции проводятся в нашем детском саду к таким значительным международным датам, как Всемирный День воды (22.03.), Всемирный День здоровья (07.04), День Земли (22.04.) и т.д. Наш детский сад является постоянным участником и победителем конкурса «Наш дом –Земля» на районном и областном уровнях.
Практика показывает, что успешное решение проблем экологического образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, координация усилий родителей и педагогов. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одно из составляющих направлений деятельности нашего детского сада. Экологические знания воспитанники получают систематически, но гуманное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьёй ребенка. Наша задача вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры.
Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта. Родители принимают в них лишь формальное участие. И получается, что семья и педагог, воспитывая одного и того же ребенка, бывают изолированы друг от друга. Мы решила искать новые формы работы. С этой целью провели анкетирование родителей. Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс экологического воспитания, в каких консультациях нуждаются.
Мы используем следующие формы совместной деятельности педагога, родителей и их детей: формы познавательной деятельности, трудовой деятельности и формы проведения досуга.
К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых НОД, экологические праздники, турниры знатоков, выпуск экологических газет. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях.
Формы трудовой деятельности: благоустройство и озеленение двора, экологический десант, природоохранные акции, ярмарка – распродажа семейных поделок из природного материала, проведение выставок.
Формы проведения досуга: совместные праздники, родительский клуб, спектакли, соревнования, конкурсы.
Таким образом, специально созданные условия по экологическому воспитанию, безусловно, способствуют формированию начал экологической культуры, экологических знаний у дошкольников.
Библиографический список
1. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.