Актуальные вопросы начального общего образования

Фофанова С.Г., Фофанов А.В. Особенности уроков физической культуры в младшем школьной возрасте

Библиографическое описание:
Фофанова С.Г., Фофанов А.В. Особенности уроков физической культуры в младшем школьной возрасте // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

В последние время среди детей младшего школьного возраста наблюдается высокий рост физически неактивных. Что этому способствует? Появление большого количества гаджетов, занятость взрослых, проблемы со здоровьем. Поэтому проблема подготовки детей к более здоровой и полноценной жизни является актуальной. Для повышения уровня физической активности способствуют уроки физической культуры.

Современная система образования ставит перед педагогами «новой» школы множество вопросов и задач. Основные из которых сегодня прописаны в нормативных документах, соответствующих положениям ФГООС, которые предполагают называть физическую культуру как «вид культуры человека и общества», что предполагает под собой воспитание человека на уроках физической культуры с ориентацией на ведение здорового образа жизни и путем применения меж предметных связей обучения.

Уроки физкультуры в школе решают множество задач:

Общеобразовательные задачи.

Общеобразовательные задачи включают в себя обучение физкультурным знаниям, а также двигательным навыкам и умениям. Ребята не только обучаются методике физического развития, но и учатся применять полученные знания в повседневной жизни. Здесь школьникам прививают любовь к спорту и объясняют важность физических нагрузок для поддержания здоровья;

Воспитательные цели.

Ребят учат самостоятельности, а также прививают уважение к коллективу и обучают навыкам работы в команде. Регулярные занятия позволяют воспитать у школьников ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, а также стремление к победе;

Оздоровительные задачи.

Занятия физкультурой позволяют ребятам избежать многих проблем со здоровьем. В первую очередь уроки помогают в общем укреплении здоровья, формировании правильной осанки, исправлении и профилактики плоскостопия, повышении умственной работоспособности. Также занятия способствуют развитию таких качеств как координация движений, в ловкость, критическое мышление и т.д.

При достижении этих задач педагог должен учесть все возрастные особенности ребенка.

Эмоциональная сфера

Эмоции влияют на внутреннее состояние человека и, как следствие, на внешний облик. Следовательно, необходимо научить детей управлять своими эмоциями. Маленький ребенок - существо очень эмоциональное. Те, кто воспитывает детей с раннего возраста, должен сделать так, чтобы в начале жизни ребенка преобладали положительные эмоции. Здесь неоценимую услугу может оказать физическая культура, ибо движение является одним из самых действенных средств формирования положительных эмоций.

Костная и мышечная система

Рост детей начальных классов увеличивается относительно мало, но значительно увеличивается вес тела, мышечная масса и ее сила.

Позвоночник в младшем школьном возрасте, несмотря на то, что уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще податлив к изменениям и искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. На уроках необходимо использовать упражнения на устранение и предупреждение искривлений позвоночника.

Нервная система

Темп сегодняшней жизни ускоряется, и нервной системе человека становится все тяжелее, особенно неустоявшейся нервной системе маленького ребенка. В связи с этим возрастает потребность в компенсации нагрузки на неокрепшую нервную систему. Умение владеть мускулами своего тела - прекрасный способ такой компенсации и регуляции нервной деятельности.

Психическое развитие и социальная адаптация

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.

Игры способствуют формированию самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности, чувства взаимопомощи, сознательной дисциплины, сотрудничества, устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре, развитию физических качеств, воли.

Здоровый образ жизни

Ведущим направлением действий по достижению духовно-нравственного и психического благополучия является приобщение детей к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - комплексное понятие. Туда входят не только спорт, а еще и определенные правила этики, духовно-интеллектуального начала.

Здоровый образ жизни имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В современных социокультурных условиях, обусловленных, с одной стороны, модернизацией образования, а с другой стороны, продолжающимся процессом ухудшения состояния здоровья школьников, требуются более эффективные меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы. В последнее время, подрастающее поколение подвергается влиянию неблагоприятных экологических, социальных и экономических стрессогенных факторов.

Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны. Реализовать здоровьесберегающий потенциал посредством одного учебного предмета весьма проблематичный и сложный процесс. Представляется очевидным, что внедрение новых технологий в базовые учебные дисциплины начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников.

Библиографический список:

1. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2013

2. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение, 1979 - 48 с.

3. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура. 1 - 11 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002 - 96 с.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Акри, 2002 - 48 с.

5. Норбеков М. Уроки Норбекова. СПб.: Питер, 2004 - 192 с.

6. Осипова Е.В. Программа «Уроки здоровья и счастья» по физической культуре для учащихся 1-4 классов. // Непрерывное образование педагога: от традиций к инновациям. Пенза, ИПК и ПРО, 2006 - С. 75 - 80.

7. Подагаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2000 - 496 с.
2024-07-01 13:53 2024