Одним из показателей образованности является речь. В некоторых учебниках можно встретить фразу о том, что именно речь отличает человека от животных. Всегда приятно слушать человека с грамотной и красивой речью. Это привлекает внимание, а значит такому человек будет легче донести свои мысли до окружающих, что, несомненно, является большим плюсом в жизни и формировании личности. Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста и подходить к этому вопросу нужно серьезно. Сложным вопросом в развитии ребенка является связная речь, а также умение грамматического строя речи. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Р.С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации». А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Основной целью работы: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста. Развитие грамматического строя у ребенка начинается с раннего возраста. С самых первых дней жизни крошки. Ведь после рождения он слышит своих родителей. Воспринимает только интонацию. При этом смысл слов пока ребенку непонятен. Конечно, постепенно, ребенок учиться понимать, что говорит мама, поэтому важно проговаривать малышу все свои действия. Объясняйте детям нежным тоном, что теперь вы будете кушать, купаться, одеваться, ходить на прогулку, что мама расстроена, а малыш злится. Говорите обо всем, что происходит, и о том, чувствуют другие и ребенок. Когда малыш подрастает, он учиться копировать поведение и звуки, которые он видит и слышит вокруг себя. Очень важно внимание родителей к тому, кто и как говорит в их семье. Важно учитывать, что мамы и папы должны следить за своей речью не только по отношению к ребенку, но и в отношении друг друга. В возрасте от полтора до трех лет формируются речевые навыки. В этом возрасте они пытаются повторить все звуки вокруг себя: как мяукает кошка, как гудит поезд, как шумит вода и многое другое. Поэтому он начинает произносить слоги, а затем и слова, которые обозначают для него самые важные вещи: зовет маму, попросить поесть или пить, зовет играть, показывает предметы, постепенно привыкает называть их словами. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, стоит читать ему книги и стихи, сопровождая их определенным набором действий. Сюда входит элемент игры, и малыш не будет скучать. Поэтому короткие стихи, потешки, скороговорки, как часть дидактических игр, способствует развитию речи. Игра — главный вид деятельности детей, поэтому развивать его нужно через игру. Для этого существует много дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Цель дидактических игр: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности; развитие мышления, воображения, памяти, эмоций, восприятия. Использование дидактических игр способствует: - обучению ребенка восприятия речи, как средства коммуникации; - пополнение словарного запаса; - развития фонематического слуха; - развитие речевого творчества; - восприятие интонации и звуковой культуры речи; - формирование связной речи; - изложение диалогической речи; - умению грамотно использовать речевых обороты, предлоги. Типы дидактических игр. Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с другой игрой. Это поможет ребенку не уставать, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас. Сами дидактические игры делятся на три типа: - настольно-печатные (мозаики; дидактические игры в картинках; складные кубики; пазлы; лото; домино; шашки); - с игрушками и предметами (чудесный мешочек; опиши данный предмет; игры с мячом; игры с лентами, нитками, веревочками); - словесные (секретное слово; подбери слово; части слова; магазин игрушек; цепочка слов). Важную роль в эффективности дидактических игр играет их правильное проведение. Педагог в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития, в зависимости от возраста детей и уровня речевого развития. Игра также должна быть интересна всем детям, чтобы у них была цель вместе выполнять задания для достижения цели. Чтобы малыши, которые отвечали на вопросы, отгадывали слова и буквы, находили нужные карточки и правильно складывали пазлы. То есть, были внимательными при выполнении заданий. Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно: - дети должны четко понимать, что от них требуется. Нужно просто четко изложить условия игры и уметь ставить цели и задачи. При необходимости вы можете настроить их во время игры. - проявите интерес. Родители и воспитатели должны быть полностью вовлеченным в игру. Это поможет детям понять процесс и играть честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети увидят, что вы рассеяны и играете только потому, что это необходимо, их интерес очень быстро угаснет. - поощрять ребенка. Каждое выполненное задание должно быть отмечено родителем или воспитателем. Это делается для того, чтобы ребенок мог почувствовать то, что важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием достоинств, что она хорошо сделала, похлопывание по плечу моральная поддержка любого ребенка и придание ему уверенности в собственных силах. Игра должна приносить радость. Сложно угодить сразу нескольким детям, но важно, чтобы всем было интересно. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети устанут и потеряют интерес к игре. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс. Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к к самоорганизации, а значит и самообразованию. Например, в будущем, отправляясь в группу при походе в группы раннего развития по методу Монтессори, он будет чувствовать себя более уверенно. Правила игр для развития речи обычно довольно просты, легко запоминаются, а значит дети могут объяснить их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь через игры. В такие моменты лучше их не беспокоить, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Еще одной причиной успеха дидактических игр как средства развития речи и других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и завершить фразу. Элемент соревнования – один из важнейших импульсов к игре и саморазвитию. Дети не перестают играть очень долго. Задачей педагогов является в правильном подборе игр, соответствующих определенной возрастной группе детей. Если дидактические игры подбирать в соответствии с возрастными потребностями детей, правильно проводить, то они, непременно будут успешными. Обучение связной и грамотной речевой игре должно быть регулярным. Менять игры нужно постепенно и плавно. Когда дети подрастут, сначала убирается из обихода одна игра и заменяется другое. Через некоторое время весь репертуар дидактических игр будет обновлен и подойдет взрослому ребенку. И помните, что дидактические игры, как средство развития детской речи детей, являются одним из лучших методов.
Библиографический список
1.Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2000. 159 с. 2. Биткова О. Игра как фактор развития диалога. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. 3. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет: пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка – Синтез, 2007. 104с. 4. Портал педагога. Развитие речи дошкольников через игровую деятельность. https://portalpedagoga.ru