НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Якимова М.М. Развитие творческой активности младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


На протяжении всех лет учебы и по окончании школы, учащиеся всегда будут опираться на те основы, на те знания, которые были заложены в них в начальной школе. Вот почему "красной линией" через весь процесс обучения проходит развитие и совершенствование познавательной и творческой активности младших школьников, развитие познавательных процессов.
«Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, пишет Н.Б.Истомина, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс».
Перед школой со всей остротой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. А для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных и трудовых задач нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала.
Стремление к творчеству в той или иной мере присуще всем людям. Но школа является наиболее благоприятной почвой для творческой деятельности, где создаются предпосылки и условия для одухотворения, поиска своего пути, своего «Я» в этом мире.
Тем не менее, как ни привлекательно творчество, исследователи этого феномена не отмечают роста его среди современных людей, оно, по-видимому, снижается в разных странах. Снижается не количество творческих действий, а так называемая креативность, или "творческость" людей, потребность в творчестве и подготовленность к нему, возрастает же тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах. Таковы результаты исследований.
И, наконец, творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. А поскольку творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармоничного развития личности обучающегося, то это и легло в основу актуальности и необходимости формирования и развития творческой активности моих младших школьников.
 В процессе развития и становления творческой личности большое значение имеют такие важные качества как активность, интеллектуальная чувствительность, развитие образного и логического мышления, способность к активному диалогу и сотрудничеству.
По мнению многих ученых, как за рубежом (К.Юнг, Д.Гилфорд, Е.Торранс и др), так и у нас в стране (Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарев и др), особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность. «Человек думает, что создает …идеи, но в действительности они создают его…», - пишет К.Г.Юнг, отмечая значение творческой деятельности в становлении личности человека. И это диалектическое единство во многом определяет творчество как важнейший фактор развития личности.
 В ряде работ (М.М.Зиновкина, И.Ю.Медакова, Н.М.Пейсахов, А.Ф.Эсаулов и др) обращается внимание на то, что успешность формирования творческого системного мышления во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления; генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.
 Крупнейшие дидакты И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин обратили внимание, что только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
И перед учителем встает задача не только расширить объем специально подобранных упражнений творческого характера, но и привести все это в систему, причем такую, которая осуществляла бы преемственность с действующими в настоящее время курсами, методиками, программами. Все это предусматривает индивидуальный подход к учащимся, что практически невозможно сделать в пределах урока, особенно при большой наполняемости класса. Исходя из задачи развития творческой активности младших школьников, я определила проблему: возможно ли построить систему творческой деятельности в начальном обучении через основные предусмотренные программой предметы и создание нового курса, направленного на решение принципов и задач, рассмотренных выше.
 Исходя из данной проблемы, можно сформулировать следующие условия: учебный процесс в начальных классах можно совершенствовать с целью более глубокого решения проблемы развития творческой активности, если идти по следующим путям совершенствования: 1) формирование и развитие предпосылок для развития творческой деятельности; 2) расширение опыта ребенка; 3) используя системы субъективно творческих заданий через основные образовательные области начального обучения.
 Таким образом, предлагается 3 "блока" системы творческой деятельности в начальной школе.
Во-первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой и познавательной учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения родному языку, как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; решение задач по языку – СТЗ; сочинения разных типов и назначений; выступления учащихся на утренниках и на обычных уроках, если эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
На грани творчества находится исполнительская деятельность, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения – чтение- сопереживание героям, полное погружение в мир героев книги; воображение себя одним из персонажей книги; возможен и прямо противоположный подход к читаемому: юный читатель как бы сам оказывается рядом с автором-писателем, изменяет сюжет рассказа или сказки, даже вводит новые эпизоды или переставляет их.
Второе – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных кинофильмах, даже просто фантазия на определенную или свободную тему.
Личность выражает себя и в манере чтения, диалоге, даже в почерке, труде, конструировании, играх, решении задач по математике.
В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также конструирование, конструктивная деятельность в изучении языковой теории и практики.
Одной из важнейших задач школы является то, что только давая детям свободно развиваться творчески, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания. При этом необходимо изменить саму форму организации образования младших школьников. Обучение детей должно строиться в формах творчески продуктивной деятельности. Для младшего школьника результат деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается. При этом необходимо организовать дело так, чтобы ребенок имел возможность попробовать себя в разных видах продуктивной деятельности – пение, танец, сочинение историй, рисование, конструирование и моделирование, решение задач логического и творческого характера и т.д. Важно также, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата, который даст возможность «полета» будущему
Что же такое творчество? Создание, это «...деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Безусловно, духовные ценности в любой деятельности должны стоять на первом месте, «...ибо без души, без чувства и мысли вряд ли возможна деятельность, заслуживающая имени "созидание"», - пишет Н.Б. Львов.
Потребность в творчестве – сложная духовная потребность. Она пока не у всех в полной мере развита. А между тем процессы, происходящие в обществе, требуют творческой самоотдачи от каждого человека к творчеству, открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей.
Всех ли можно учить творчеству? Исследования наших ученых показывают, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Известный советский дидакт И.Я. Лернер в книге «Проблемное обучение» (М., 1974) приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что даже слабоуспевающие дети будут мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшат свои успехи в учении, если обучить их приёмам нестандартного мышления. Эти приёмы, или, точнее, процессуальные черты творческой личности, как определяет их И.Я. Лернер, являются общими для научного и прикладного творчества. Для художественного творчества владения ими еще недостаточно.
 В связи с эти предлагаю ввести в учебный процесс на первом этапе (1-2 класс) уроков творчества, на которых каждый учитель сможет реализовать не только то, что предполагают собой риторические знания и умения, но и все то, что необходимо для развития творческого потенциала ребенка в целом, и на втором этапе – введение уроков литературного творчества.
Исходя из того, что цель начальной школы – сформировать положительное отношение к процессу учения, развить произвольность и саморегуляцию, повысить познавательную и творческую активность, можно сделать следующие выводы:
1.        Для развития творческой активности имеет огромное значение эмоционально-положительная ситуация, в которой происходит формирование личности младшего школьника.
2.        Высокая эффективность процесса развития творческой активности ребенка зависит от степени учета его индивидуальных особенностей, его успешной реализации личностного подхода.
3.        Использование психолого-педагогических условий (творческих заданий, творческих ситуаций и игровых форм) способствует развитию творческой активности личности ребенка.
Для различных возрастных групп значимость исследуемых психолого-педагогических условий не одинакова. Специфической особенностью развития творческой активности детей младшего школьника являются игровые формы и творческие задания.
Рассмотрим основные черты творческой деятельности, которые необходимо освоить школьнику.
1. Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
2. Видение новой функции знакомого объекта. Например, карандаш можно использовать не только по его прямому назначению, но и как дырокол и т. д.
3. Видение новых проблем в знакомых ситуациях. И.Я. Лернер приводит данные исследований, свидетельствующие, что до 90-95% учащихся на уроках вообще не задают вопросов. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности.
4. Видение структуры объекта, подлежащего изучению. Например, определить принцип, по которому построено число 13579111315. (Если ребенок воспринимает его как ряд цифр, задание выполнить не удаётся. Тому же, кто сумеет охватить части, элементы в их соотнесённости друг с другом, станет ясно, что совокупность не цифр, а чисел, разность между которыми постоянна - каждое новое число на 2 единицы больше предыдущего; 1-3-5-7-9-11-13-15.)
На первом этапе формирования творческой активности младших школьников система заданий должна выстраиваться по всем образовательным областям. С этой целью достаточно эффективными на данном этапе являются такие технологии, как АМО (активные методы обучения), ТРИЗ, личностно-деятельностный подход, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Это, в свою очередь, требует от педагогов, обучающих ребенка, признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Без соблюдения этого условия, на мой взгляд, можно свести не нет все усилия, направленные на получение столь важного результата- творчески мыслящего ребенка!
Ориентируясь на то, что наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, которая способствует формированию и развитию творческой активности детей, можно использовать нижеперечисленные игры, интерпретировать их и адаптировать к тому или иному предмету.
• Игра – разминка по принципу «Поле чудес».
Русский язык. На выпавшую букву дети должны припомнить словарные слова или составить предложение, чтобы оно начиналось с данной буквы, подобрать имя существительное, имя прилагательное и др. Можно предложить вместо букв слова.
Математика. На выпавшую цифру (число) составляют условие задачи; игра «Да-нет» по технологии ТРИЗ: дети должны отгадать это число, задавая вопросы и др.
Окружающий мир. Варианты карточек: названия животных/растений; явления природы, любые объекты природы или рукотворного мира.
То же и с другими заданиями.
• Игра во фразу. Например, записывается одно слово, а учащиеся приписывают по одному – два слова так, чтобы получилось предложение.
• Расколдуй слово. Записаны слова: хоупл, ныбти, смтоы, угьшл, свьоа. «Расколдовать» слово можно в том случае, если расставить буквы в алфавитном порядке у другие.
• Придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (например, молотка, карандаша, расчёски и др.]
Из урока в урок следует проводить речевые минутки, которые способствуют не только развитию речи, но и способствуют обогащению активного и пассивного запаса слов и активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся.
• Запишите, какими бывают: взгляд, походка, причёска и др.
• Продолжи предложения: Утром на зелёной траве... Высоко над землёй... и другие.
• Назови все движения, из которых состоит действие. Например, шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, натягивать, смотреть и т. д.
• Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может свистеть, прыгать, лететь. Например, лететь может: птица, облака, самолет, парашют, стрела, пуля, муха и т. д.
На втором этапе формирования творческой активности (3-4 классы) вводятся уроки развития литературного творчества. По мнению Маранцман, В.Г. литературное творчество (в широком смысле) - акт создания любого речевого произведения (устного или письменного) в соответствии с условиями, целью и замыслом (речевой ситуацией и задачей). В этом смысле литературное творчество всегда присутствует на уроках литературного чтения, когда ученик создает свое высказывание: расширяется лексический запас ребенка, обогащается его речь, развивается логическое мышление, формируются речевые умения. М.Р. Львов под литературным творчеством детей понимает «проявление их духовного богатства, выражение чувств, стремлений, опыта, знаний, воображения», которое оформлено в виде «собственных сочинений» («Дети пишут миниатюры, рассказы, стихи, ведут дневники, издают газеты и литературно-творческие журналы».)
С целью развития литературного творчества младших школьников была разработана рабочая тетрадь, которая использовалась как на уроках развития речи, так и дополнительный материал к урокам русского языка.
Предлагаемые задания развивают не только связную речь учащихся, но и воображение, творческие способности младших школьников. Учащиеся имеют возможность познакомиться с принципами построения текста, со способами его редактирования. В таблице 1 представлено тематическое планирование занятий по литературному творчеству.

Таблица1. Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся (планируемые результаты)

Волшебница-речь
Работа с текстом: отыскивание слов в переносном значении; создание текста с употреблением слов в переносном значении.
Текст
Выявление признаков текста. Наблюдение над смысловой цельностью текста. Обсуж­дать содержание текста
Заголовок и текст
Анализ текста и его заглавия. Сопоставление темы текста и его заглавия. Работа в группах по подбору заголовков к текстам. Создание текста по данному заголовку.
Что такое сюжет?
Введение понятия СЮЖЕТ.
Выявление основных элементов сюжета: экспозиция, завязка, основная часть, кульминация, развязка.
Абзац.
Абзац – микротема текста.
Наблюдение над текстами, записанными с абзацным делением и без него. Деление текста на абзацы.
Последовательность абзацев
Анализ текстов. Обсуж­дать содержание текста
Тема текста
Выявление темы текста. Практическая работа по определению раскрытия темы текста. Определять тему текста, подбирать заглавия. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Создание текста на определенную тему.
Составление текста по сюжетным картинкам
Групповая и индивидуальная работа по составлению текста по сюжетным картинкам.
Составление текста
Создание текста с определением темы, с основными элементами сюжета.
План текста
Наблюдение над последовательностью абзацев. Исправление нарушенного порядка абзацев в тексте. Обсуж­дать содержание текста. Составлять план текста: на основе па­мяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каж­дой смысловой части текста.
План текста
Составление текста по плану
Работа в группах. Составление текста предложенному по плану. Договариваться с партнёром по общению.
Виды речевых ошибок и их классификация
Выявление речевых ошибок в тексте. Классификация речевых ошибок.
Упражнение в выявлении речевых ошибок
Способы редактирования текста
Знакомство с различными приемами редактирования текста. Запись отредактированного текста.
Редактирование текста
Упражнение в редактировании текстов. Обсуж­дать содержание текста
Конструирование текста по заданным характеристикам
Выявление особенностей конструирования текста: определение темы, составление плана в зависимости от сюжета, подбор слов, словосочетаний к каждой части, запись текста в черновик, редактирование. Окончательная запись текста.
Анализ творческих работ
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Обсуж­дать содержание текста
Виды текстов
Сравнивать тексты разных видов и выявлять их особенности. Практичес­ки различать текст-описание, текст-повествование, текст-рас­суждение
Текст-описание
Выявление особенностей текста-описания. Анализ текста-описания. Описание по рисунку.
Упражнение в написании текста-описания
Самостоятельная работа. Составление текста-описания по образцу.
Анализ и редактирование текста-описания
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Обсуж­дать содержание текста
Текст-повествование
Выявление особенностей текста-повествования и его анализ. Групповая работа по созданию текста-повествования.. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы.
Упражнение в написании текста-повествования
Самостоятельная работа. Составление текста- повествования. Обсуж­дать содержание текста
Анализ и редактирование текста-повествования
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Обсуж­дать содержание текста
Текст-рассуждение
Выявление особенностей текста-рассуждения. Обсуж­дать содержание текста
Упражнение в написании текста-рассуждения
Составление текста – рассуждения.
Анализ и редактирование текста-рассуждения
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.
Смешанный текст
Выявление особенностей смешанного текста.
Упражнение в написании смешанного текста
Обсуж­дать содержание текста.
Анализ и редактирование смешанного текста
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.
Бином фантазии
Выяснение значения слов фантазия и бином.
Групповая работа по созданию текста с использованием приема «бином».
Составление текста с помощью бинома
Упражнение в написании мини-текстов на основе приема «бином»
Анализ и редактирование текста
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диа­логе, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.
Путешествие в страну «Фантазия»
Проявлять творческую активность в про­цессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе вы­полнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы.
 Чему же нужно научить ребенка, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на вопрос: Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все чудо. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка. Нужно научить видеть с закрытыми глазами: источник художественного творчества - память. Нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла) Создавать «законченную вещь», то есть произведение. Работу с ребенком нужно строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Список используемой литературы:
1.Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа, 2008.
2.Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. Мозырь: Белый Ветер, 2005. 98 с.
3.Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 6. С. 13-19.
2020