НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Исупова М. П., Кайдалова О. С. Организация познавательно-исследовательской деятельности по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь ребёнок прочно и надолго все усваивает тогда, когда он слышит, видит и делает сам. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов, и основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
У детей с раннего возраста необходимо воспитывать заботливое отношение к окружающей природной среде, и первоначально это воспитание закладывается в семье и продолжается формироваться в дошкольные годы в детском саду. Формирование ответственного отношения к природе очень сложный и длительный процесс, конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо поставить перед собой следующие задачи:
ü формирование понятий о живой и не живой природе;
ü развитие у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности;
ü разработка методического и дидактического обеспечения для экспериментальной деятельности детей;
ü совершенствование предметно - развивающей среды.
Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ление. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. И всем этим возрастным особенностям соответствует метод- экспериментирования.
В дошкольном воз­расте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на методах наглядных и практических.
 Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Поэтому в освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение во время проведения экскурсий и прогулок. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатель может постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
 В процессе опытно - экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развивается наблюдательность, речь т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
 Опыты чаще всего проводятся в старших группах детского сада, а в младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Он должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками. Так как, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, то несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в НОД и др. На протяжении всего опыта воспитатель поддерживает к нему интерес, дети фиксируют наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений, в виде рисунков и моделей.
Но также не следует забывать и про особенности детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности.
2. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
4. Дети не могут работать, не разговаривая.
5. Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
7. Следует помнить, что ребенок имеет право на ошибку.
8. Соблюдение правил безопасности.
10. Ведения ребенка в целостный педагогический процесс.
11. Анализ результатов и формулирование выводов.
12. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности и для реализации объема работы во всех возрастных группах детского сада должна быть создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп и способствующая познавательному развитию детей.
 В группах создаются детские лаборатории, например: «центр науки» или «уголок экспериментирования», где представлены различные материалы и оборудование для исследования. Материалы для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
·           безопасность для жизни и здоровья детей;
·           достаточность;
·           доступность расположения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей, в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Также не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Поэтому ребе­нок сохранит свое видение мира, и способность к са­мостоятельным открытиям не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления.

Библиографический список

1. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
2.ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е.: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста,2010.
3.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. – 79с.
2021