Актуальные вопросы начального общего образования

Татенко Е. В. Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.
В «обучении математике» главной проблемой является сочетание обучения с теорией, с обучением, способом учебно-познавательной деятельности. В этом случае, процесс обучения становится процессом управления учебной математической деятельностью учащихся. Методика преподавания математики признана ответить на следующие вопросы:
Зачем обучать математике? (цель обучения)
Что изучать по математике? (содержание обучения)
Как обучать математике? (задачи обучения)
В результате, отвечая на поставленные вопросы, формируются цели обучения, содержание обучения, задачи обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
Важным звеном является форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, самостоятельная, индивидуальная или коллективная.
Курс математики 5-6 классов – важное звено математического образования и развития школьников. Серьезное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполнения действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения новых логических операций над высказываниями.
Интересной формой ученика на уроке является Работа с учебником. Чтение и анализ учебного текста на уроке полезно проводить в игровой форме: «Вопросы - ответы». Класс делится на две команды. После чтения текста учебника первая команда говорит и задает вопроса второй, вторая оценивает качество вопроса, его точность и затем отвечает. Первая команда комментирует качество правильных ответов. Могут быть проведены конкурсы на лучший вопрос и ответ и другие игры.
Один из видов урока, который всегда заинтересовывает учеников - Урок истории математики. Такие уроки не только прививают интерес к предмету, но и способствуют закреплению и более глубокому пониманию учащимися изученного, как в курсе математики, так и на уроках истории. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.
В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому нам, учителям математики, необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игру прививает к ней любовь, переходящую иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.
Важным является и Художественное оформление урока: как и красивую иллюстрированную книгу хочется удержать в руках подольше, так и урок, наполненный не только черно – белым цветом, больше привлекает внимание.
Используйте презентации, красочные иллюстрации, цветные чертежи, обрамленные карточки, все это благоприятно действует на психику ребенка, а также позволяет более наглядно рассмотреть, представить себе задачу, ведь математика это не сухая наука, а наша с вами жизнь!
Так же важно распределить правильно время на уроке: спланировать все этапы урока.
Первый этап урока.
Подготовительный – устная работа, включающая устный счет, анализ и решение задач, готовящих учащихся к усвоению нового, а так же развивающие упражнения.
Второй этап урока.
(20 – 25 минут) посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков.
Третий этап урока.
Повторение материала рекомендовано проводить во второй половине урока, когда возможности ребенка усваивать новый материал значительно снижаются.
Последний этап урока.
Подведение итогов работы:
Ø     обсудите с детьми, что новое, важное узнали на уроке;
Ø     провести «первичный контроль» - проверить, как понятно основное содержание урока;
Ø     подготовить учащихся, если это необходимо, к выполнению домашнего задания.
Задание на дом можно записать с детьми в начале урока, поскольку при работе над основной темой, при выполнении упражнений всегда есть возможность прокомментировать и отдельные задачи из домашнего задания. Важное условие эффективности урока – баланс фронтальных, групповых и индивидуальных приемов работы, постепенный переход от работы со всем классом – через этап оказания дозированной помощи ученику – к полностью самостоятельной работе.
Проблемы и возможности их решения.
проблема
Возможность решения
Недостаточная техника чтения, проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его
Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, читать в слух и анализировать условия задачи
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк
Упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, верное положение руки
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память
Цепочные вычисления
Недостаточная тренированность долговременной механической памяти
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты
Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, дополнительной литературе
В классе иметь справочные издания, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительной литературе
Недостаточные умения устных вычислений
Постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение устного счета
Ошибки при вычислениях
Регулярное повторение алгоритмов выполнения действий
Недостаточное умение решать текстовые задачи
Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Задавать наводящие вопросы.
Недостаточное развитие графических умений
Выполнение чертежей с подсчетом клеточек
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся
Чтение выражений, равенств, уравнений и неравенств, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах
Библиографический список
1.        Безручко Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики / Л.В. Безручко // Начальная школа. – 2007. - №8. – С.50-53.
2.        Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова. - М.: Просвещение, 2005. – 184с.
3.        Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2013. – 488с.
2021-06-22 16:03 2021