Американскому философу и педагогу Джону Дьюи принадлежит высказывание, которое нередко цитируют в педагогических кругах: "Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера"
Джон Дьюи жил и работал в 20 веке, когда образовательные учреждения, да и все общество, находились в несколько иных условиях, чем теперь, а информационный поток не был столь насыщенным, и технологии не изменяли лицо мира с пугающей скоростью. Однако, даже в те, не столь далекие от нас времена, уже было очевидно, что педагогические методы, методики и технологии должны соответствовать потребностям общества и быть актуальными. Существуют, конечно, такие базисные принципы обучения, как дидактика, основные положения психологии тоже сохраняются, но стиль работы с информацией поменялся довольно сильно, как поменялись и традиционные роли в педагогике, где учитель постепенно перестал быть источником знаний, а стал скорее помощником ученика в путешествии по информационному морю. Поэтому, средства, используемые педагогом, тоже должны быть приведены в соответствие с этими новыми ролями и новыми задачами. Мы перестаем интенсивно «накачивать ученика знаниями», перемещая цифры, факты и формулы со страниц учебника в головы учеников, но даем ученикам «ключи», которыми они могут открывать сокровищницу мировых знаний, выбирая из нее то, что является необходимым здесь и сейчас. Современные ученики тоже не готовы часами внимать каждому слову учителя, изменились особенности их восприятия, эффект «клипового мышления» проявляется все больше по мере «виртуализации» любого взаимодействия, в том числе и межличностного.
Педагоги вынуждены откликаться на вызовы времени, поскольку игнорирование этих вызовов неизбежно приводит к потере эффективности обучения. И здесь возникает вопрос, каким образом можно учесть потребности современных школьников, запросы социума, и, собственно, возможности образовательных учреждений и социальных институтов вообще и отдельных педагогов в частности.
Одним из возможных путей разрешения этой проблемы является использование технологии мобильного обучения. Творческим коллективом ГБОУ СОШ №548 г. Санкт-Петербурга был разработан инновационный продукт «Навигатор по мобильному обучению «Школьная мобилизация».
Целью его создания являлась практическая подготовка педагогов к применению технологий мобильного обучения в образовательном процессе для наибольшей его эффективности и реализации требований ФГОС.
Пособие для учителей было разработано на основе технологии дополненной реальности. Благодаря QR-кодам пользователь может перейти к установке приложений, работать с презентациями и видеороликами, использовать видеофрагменты уроков с применением различных мобильных технологий, прочитать рекомендации, основанные на нашем опыте использования различных мобильных приложений в образовательной практике. У нашего пособия модульная структура, и это позволяет педагогам использовать материалы как полностью, так и частично. Наше пособие прошло апробацию на различных школьных предметах, но сегодня мы остановимся на опыте применения мобильных технологий на уроках физики.
Ни для кого не секрет, что, преподаватель физики часто сталкивается с тем, что содержание учебного материала является сложным для современных учеников и не слишком их мотивирует, а скорее пугает трудными формулами и задачами. Здесь неоценимую помощь могут принести технологии мобильного обучения. Современные школьники неразлучны со своими девайсами- смартфонами и планшетами. Виртуальная среда для них зачастую комфортнее, чем взаимодействие в реальном мире.
Используя технологии мобильного обучения, учитель может войти в понятную и родную для школьников среду обитания и внести туда конструктивный педагогический элемент, уводя учеников от сугубо развлекательного контента в мир постижения научных законов и снимая психологическое напряжение от сложности этих законов. Огромным плюсом технологий мобильного обучения и дополненной реальности является то, что она не требует дополнительных материальных ресурсов - ученики используют свои мобильные устройства под руководством учителя на нужном этапе урока, без зависимости от стационарных компьютерных классов и предварительной подготовки оборудования. Обычно достаточно установить на смартфон бесплатный сканер QR кодов и несколько бесплатных приложений, таких как Кахут, Ментиметр, Неопод и другие - и в любой нужный момент урока можно организовать интерактивный опрос, онлайн-тест, дидактическую игру, организовать мультимедийную поддержку учебного материала или даже превратить обычный бумажный учебник в живой интерактивный портал.
Ключевым моментом становится то, что ученик дополняет изучаемый учебный материал своим смыслом, и новая информация перестает быть для него абстрактной и чуждой. Применяя новые факты и понятия в мобильной дидактической игре, соревнуясь с одноклассниками, ученик эмоционально включается в процесс обучения, и эта эмоциональность восприятия создает базу для прочного усвоения материала, усиливая мотивацию к изучению предмета.
Мобильное обучение является интерактивным, ученик видит результат своих усилий «здесь и сейчас», кроме того, игровая основа, определенная геймификация учебного процесса, снимает психологическое напряжение и повышает доступность учебного материала.
Еще одно преимущество использования мобильного обучения заключается в том, что оно позволяет сделать процесс оценивания более открытым и понятным, осознать достижения, проблемы и продвижение в изучении материала. Кроме того, технологии мобильного обучения позволяют организовать совместную деятельность учащихся, грамотную работу с информацией, использовать средства эффективной коммуникации и ощущать взаимоответственность, особенно при работе в группах.
Приведем несколько конкретных примеров применения технологии мобильного обучения на уроках физики.
Для проведения интерактивных опросов можно использовать карточки- пликерсы. Каждый ученик получает бумажную карточку, на которой изображена геометрическая фигура, по четырем сторонам которой стоят буквы a, b, c, d. На экране или на интерактивной доске высвечиваются подготовленные учителем вопросы с выбором ответа. Ученики просто поднимают карточку нужной стороной вверх, а учитель сканирует эти карточки камерой своего смартфона и сразу получает список детей, давших правильный или неверный ответы. Дело в том, что каждая карточка заранее «привязывается» к конкретному ученику. Преимущество данной технологии в том, что учитель может мгновенно оценить знания всего класса, проведя опрос, а ученики не могут подсмотреть правильные ответы друг у друга, поскольку геометрические формы на карточках у всех разные. Кроме того, один раз создав опрос, учитель может использовать эти вопросы многократно. Даже если в классе нет интерактивной доски, вопросы можно предъявить ученикам любым другим способом, а результаты учитель сразу получит на свой смартфон.
Очень любят ученики различные викторины и игры, проводимые в мобильном формате. Сервисы викторин Кахут, Квизиз, Квизлет позволяют быстро и интересно проверить знания теоретического материала, формул и определений. Но физика-это не только теория, но и решение задач. Можно ли организовать такую работу с помощью мобильных технологий? В гугл- формах или на платформе Мудл учитель формирует самостоятельную или даже контрольную работу. Ученик выполняет ее в тетради или на черновике и вносит в форму на своем мобильном устройстве верные ответы, краткие или развернутые. В зависимости от задач, поставленных учителем, это может быть проверка знаний или отработка учебного материала, обратная связь может быть выражена баллами, которые получил ученик, также ученик может получить краткую или подробную подсказку или даже разбор задания и дополнительное аналогичное упражнение в случае ошибки. Учитель же сразу получит полную картину работы и результатов каждого ученика. Можно ли провести физический эксперимент или лабораторную работу с помощью технологии мобильного обучения? Ответ снова положительный, здесь на помощь учителю придут специальные программы, связанные с дополненной реальностью. О последних, справедливости ради, следует заметить, что качественные продукты с дополненной реальностью создаются на коммерческой основе, в отличие от вышеописанных ресурсов мобильного обучения. Но время не стоит на месте, и возможно, в школы поступят комплекты для качественного воспроизведения дополненной реальности.
Ницше однажды написал «Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера» Сегодняшнее бытие школ тоже во многом опровергает наше «вчера», но смысл нашего школьного развития в том, чтобы гибко реагировать на новые вызовы времени, при этом стараясь сохранить корни – педагогическую основу образования.