Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам сегодня, безусловно, является методическим стандартом, при котором успешность овладения тем или иным языком во многом определяется степенью соответствия учебной коммуникации условиям естественного общения. Это требование наиболее полно воплощается в деловой игре, которая обладает моделирующим потенциалом относительно реальной, в том числе коммуникативной деятельности. В деловой игре моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций. Современный преподаватель, применяя коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, создавая условия естественного общения, предоставляя обучающимся на уроках больше свободы, тем самым развивая личность, сможет подготовить будущего профессионала, способного к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию и готового к самостоятельной жизни в сегодняшнем мире.
С помощью учебной деловой игры осуществляется формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами английского языка в подготовке выпускников к выбору будущей профессии. Когда мы говорим о деловой игре, то имеем в виду метод обучения и воспитания будущего профессионала и личности. Она полезна именно потому, что позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетенции. Деловая игра способствует формированию у учащихся представления о профессиональной деятельности в ее динамике, развитию профессионального теоретического и практического мышления, формированию познавательной мотивации и приобретению предметно-профессионального и социального опыта. Деловая игра, как метод обучения, позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии.
Деловая игра – активный метод обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы нацелены на самостоятельное добывание знаний учениками, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Цель использования активных форм и методов в учебной деятельности:
Ø Одна из главных целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Ø Организация занятий с учетом включенности в процесс познания всех учеников группы без исключения.
Ø Включение учеников в самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
Ø Активизация учеников с целью сделать их главными действующими лицами в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.
Ø Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях учениками.
Ø Создание необычных условий работы.
Ø Использование различных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной.
Деловая игра: это современный метод обучения иностранному языку для активизации навыков говорения на иностранном языке. При реализации данного метода на уроке процесс обучения учеников происходит в ключе активного взаимодействия учащихся. При этом каждый ученик принимает на себя определенные роли и функции в соответствии с поставленной задачей.
Деловая игра помогает:
ü смоделировать различные аспекты профессиональной деятельности, путем моделирования ситуации с помощью использования правил поведения учеников;
ü снять языковой барьер при коммуникации;
ü активизировать навыки свободного говорения на иностранном языке;
ü овладеть иностранным языком как средством профессионального общения.
Целью деловой игры является обучение детей создавать логические, последовательные монологические высказывания с опорой на предложенные модели, а затем без использования опоры для активизации навыков говорения.
Этапы изучения данной технологии:
I.изучение периодической печати и теоретических статей на тему.
II. определение этапа урока для реализации данной технологии.
III. подбор интересного практического материала.
Этап I - изучение периодической печати и теоретических статей на тему.
Этап II - определение этапа урока для реализации данной технологии:
u Речевая разминка;
u Основной этап урока: Закрепление лексико-грамматического материала (работа в парах);
u Домашнее задание (составление диалогических и монологических высказываний);
u Работа с аутентичным материалом (видео и аудио записи).
Этап III подбор интересного практического материала.
Пример деловой игры на уроке английского языка (9 класс): Тема: Future career: “Your future depends on your right choice”
Цель занятия: формирование коммуникативной компетенцииЗадачи: Образовательные - ознакомление обучающихся с основными проблемами выбора дальнейшей работы, активизация профессионально-деловой лексики на иностранном языке, совершенствование речевых навыков диалогической речи. Воспитательные - воспитание инициативности, взаимопомощи, умения отстоять свою точку зрения, ознакомление с правилами ведения деловых переговоров и этикетом.
Форма занятия: деловая игра.
Роли: два работодателя, два секретаря, будущие работники.
Подготовительный этап:
1. Распределение участников по командам.
2. Выбор работодателей и секретарей.
3. Подготовка раздаточного материала.
Сценарий деловой игры:
Ситуация 1: Распределение участников по командам.
Участники деловой игры распределяются по командам. Первая команда состоит из будущих соискателей работы, а вторая и третья это - работадатель и секретарь.
Ситуация 2: Определение условий и навыков, которыми должен обладать будущий работник. Проведение анкетирования. Секретарь рассказывает о качествах, которыми должны обладать будущие специалисты. Специалисты проходят анкетирование. По результатам анкетирования выбираются учащиеся, для прохождения собеседования.
Ситуация 3: Род деятельности. Работодатель рассказывает о роде деятельности, которой будут заниматься будущие работники.
Ситуация 4: Собеседование. Работодатель совместно с секретарем проводят собеседование, и выбирают будущего работника.
Ситуация 5: Заключение преподавателя по результатам деловой игры. После презентации всеми участниками своих стратегий выбора будущего специалиста, жюри выбирает наиболее удачные варианты и распределяет места команд в конкурентном соревновании предприятий: I место, II место, III место. Руководитель игры подводит итоги деловой игры со всеми участниками.
Вывод: Деловая игра – это активный метод обучения, способствующих активизации их мышления и поведения, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучаемых в учебный процесс, предполагающих обязательность их взаимодействия между собой, определяющих наличие предпосылок для поэтапной степени мотивации и эмоциональности поведения учеников.
Деловая игра как активный метод обучения интенсифицирует учебный процесс, приближает его к условиям профессиональной деятельности и способствует формированию навыка работы в команде, а также формирует коммуникативную компетентность, способствует повышению уровня учебной мотивации, помогает преодолеть психологический и лингвокультурный барьеры и стимулирует речемыслительную активность обучаемых. Разработка и использование преподавателем наглядных средств (схем, таблиц, коллажей и т. п.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные иноязычные высказывания. Все эти особенности делают деловую игру эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся при овладении иноязычным говорением и позволяют моделировать реальные ситуации профессионального делового взаимодействия.