НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шешегова Н.М. Мастер-класс для родителей «Увлекательный мир пальчиковых игр»


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Задачи:
1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
2.Объяснение родителям необходимости выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;
3. Разъяснение рекомендаций к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;
4. Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.
Оборудование: памятки с рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук, пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.
Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего мастер-класса «Увлекательный мир пальчиковых игр» и я предлагаю окунуться в этот мир.
Девиз нашего мастер-класса: Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Как вы думаете, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Какие же существуют рекомендации к пальчиковым играм?
Во-первых, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;
Во- вторых, главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;
В-третьих, играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;
В-четвертых, некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.
А сейчас предлагаю вам почувствовать себя детьми и поиграть в нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики. Эти игры отлично подходят для занятий в детском саду и дома. В них можно играть как с самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Игры с пуговицами
1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Пуговицы можно сортировать по цвету и размеру, можно проталкивать их в баночки с прорезями (копилки), раскладывать по ячейкам от коробки конфет.
Игры с сыпучими материалами
1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
3.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).
Если ребенок все пробует на зуб, то для игры, в целях безопасности лучше выбрать соль – на вкус она ему вряд ли понравится, и ребёнок скорее в рот её больше не потянет.
4.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и мелкие игрушки ( например, от «Киндер-сюрпризов»). Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
5.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.
Игры с пробками от бутылок
1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
1.Возьмем бельевую прищепку и проверим на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2.Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с палочками и спичками
Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.
Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком
Предложите ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
Очень надеюсь, что наш мастер-класс был для Вас полезен. Думаю, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение - что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.

Спасибо за внимание!!!

Использованные источники

1.       Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001
2.       Данилова Л. Пальчиковые игры. М., 2008
3.       Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Волгоград, 2013
4.       Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. М., 2006
5.       Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
6.       Хвостовцев А. Умные ручки. Новосибирск, 2008
7.       Шанина С. Е. Играем пальчиками – развиваем речь. М., 2008.
2019