НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ветрова Т. Ю., Пронина Е. А., Матвеева И. В., Силякова Е. В. Конспект организованной образовательной дея- тельности в подготовительной группе детского сада «В гостях у Есенина»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Цель:
·          организовать деятельность детей по расширению знаний о творчестве С.А.Есенина;
·          способствовать обогащению словаря по теме занятия;
·          создать условия для взаимодействия детей и педагогов.
Задачи:
·          создать условия для закрепления и расширения знаний о С.А. Есенине, его жизни и творчестве, показать величие поэта.
·          активизировать чувственное восприятие художественного слова.
·          развивать интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С.А.Есенина.
·          воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, любовь к художественной литературе.
Материалы и оборудование: фонограммы песен «Во поле берёза стояла» Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина, Г. Струве «Пастух»; большой фланелеграф, большая разрезная картина дома для фланелеграфа; ноутбук, большой экран, проектор; презентация. Предварительная работа: знакомить с творчеством Есенина, разучивание хоровода "Во поле береза стояла", заучивание стихотворения «Край любимый!..», «От луны свет большой…», «И вдали за рекой…».
Ход деятельности:
I. Организационно-мотивационный
Воспитатель: Ребята давайте сегодня представим, что мы находимся в красивом старинном русском селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле где много берёзовых рощ. (Изображение села и берёзовой рощи на большом экране). ( Слайд №1).
Воспитатель читает стихотворение:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим соном уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Воспитатель: В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный дом. (Изображение дома на большом экране). (Слайд №2).
Воспитатель: Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин». А сейчас давайте соберём точно такой же домик и представим, что мы в гостях у семьи Есениных. ( Дети вместе собирают разрезную картинку дома на большом фланелеграфе и сравнивают его с изображением настоящего дома, который выведен на экран).
II. Основной (содержательный)
Воспитатель: 125 лет назад, 3 октября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший удивительную страну, где льётся по равнинам берёзовое молоко, где ягнёнок – кудрявый месяц, гуляет в голубой траве, где душа дышит запахами мёда и роз. (Изображение поэта и его семьи на большом экране). (Слайд №3).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а хотелось бы вам побывать на той улице, где Серёжа Есенин играл со своими сверстниками (Ответы детей). Давайте закроем глаза и на минуту представим, что мы в этом селе. (Звучит запись деревни и выводится её изображение на большой экран). ( Слайд №4).(Аудиозапись). Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами очутились на сельской улице. Вот перед вами ворота, дом с голубыми ставнями. А на зорьке запел петух, проснулись белые берёзки. Какое доброе утро!
Воспитатель читает стихотворение «С добрым утром»
Воспитатель: Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. Некоторые из них мы сейчас услышим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате». (Изображение хаты на большом экране). (Слайд №5).
Воспитатель читает стихотворение « В хате».
Воспитатель: Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит. Дети садятся на коврик для прослушивания песни. (Изображение на большом экране пастух в поле и стадо коров). (Слайд №6). Звучит песня Г. Струве «Пастух». (Аудиозапись).
Воспитатель: А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить, звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало, соберёт их около печи и начнёт рассказывать. ( Портрет бабушки на большом экране). (Слайд№7).
Воспитатель читает стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари? "
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Воспитатель: Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Больше всего любил Есенин русские песни. (Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла»)
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетём венок из слов. Встаём по одному, называя слова, подходящие к слову «берёза» и образуем хоровод. Берёза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная. На экране изображение берёзы). (Слайд №8). (Аудиозапись).
Воспитатель: Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех. ( Изображение из сельской жизни на большом экране). (Слайд №9).
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Воспитатель: Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы. В его стихотворениях отразились все времена года. Вот мы видим зимний пейзаж. ( Изображение зимней берёзовой рощи, слайд №10). Воспитатель читает стихотворение «Береза».
Воспитатель: А сейчас мы попадем с вами в весну. ( Изображение весенний черёмухи, слайд №11).Воспитатель читает стихотворение «Черемуха».
III. Заключительный (рефлексивный).
( Изображение осенней рощи, слайд №12). Дети, сидя на коврике, слушают песню.Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая. » на стихи С. Есенина. (Аудиозапись).
Беседа с детьми о произведениях С.А. Есенина.
Воспитатель: Ребята вам понравились стихи Сергея Александровича Есенина? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие чувства вас охватывают, когда вы слушаете произведения Есенина? ( Восторг, радость, восхищение и т.д.)
Воспитатель: Какое стихотворение (песня) вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Как выдумаете, любит ли поэт родную природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы догадались что очень любит? (Ответы детей).
Воспитатель: Чем вам запомнилось эти произведения? (Ответы детей).
Воспитатель: О чём стихи Есенина? (Ответы детей).
Воспитатель: О чём больше всего он любил писать? (Ответы детей).
Воспитатель: Как видел поэт свою Родину? (Ответы детей).
Воспитатель: Как описывал природу родного края? (Ответы детей).
Воспитатель: Попробуйте рассказать это строчками из его стихов.( Край любимый! Сердцу снятся;Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!; Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, точно серебром…)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Библиографический список

1.      Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы / С. А. Есенин; [составитель, вступительная статья А. А. Козловского]. - Москва: Правда, 1984. - 479 с.
2.      Логинова В.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1990, – 420с.
3.      Есенин, С. А. Дама с лорнетом / С. А. Есенин. – Харьков: Фолио, 2013. – 224 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221904 (дата обращения: 06.04.2020).
2020