НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Левицкая О.К. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
·          Коррекционные. Автоматизация произношения труднопроизносимых звуков.
·          Образовательные. Расширить представления детей об аквариумных рыбах;
формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Расширить словарь по теме. Развивать связную речь.
Упражнять в подборе однокоренных слов, в умении делить слова на слоги, согласовывать в роде, числе, падеже. Употреблять притяжательные
прилагательные «Чей? Чья? Чьё?».
·          Развивающие. Развивать мышление, зрительное внимание, тонкую моторику.
·          Воспитательные. Формирование взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- для детей: предметные картинки с изображением пресноводных и аквариумных рыб, карандаши, картинки для штриховки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля.
- для логопеда: мультимедиа, презентация на тему «Рыбы», демонстрационный материал: картинки «Рыбы» пресноводные и аквариумные, сухой аквариум, аквариум с золотой рыбкой.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.
Ход:
1. Создание мотивации.
Логопед: Ребята, к нам пришло видеописьмо от одной незнакомки. А кто это, вы
отгадайте загадку:
Жительница морей и океанов,
Она из сказки приплыла к нам.
Была владычецей морскою
И гостья эта не простая,
Это …. (рыбка золотая).
- Ребята, а вы знаете как здороваются рыбы? При встрече, рыбки соприкасаются друг с другом плавниками и как бы «пожимают руки», открывают и закрывают рот «приветствуя друг друга». Давайте и мы попробуем превратиться в рыб и так же поздороваемся друг с другом.
Обращение золотой рыбки: (голос)
Здравствуйте дорогие ребята! Я, Золотая рыбка. Мой царь- батюшка, не позволяет мне встречаться со своими подружками-рыбками пресноводными и аквариумными. Запер меня в своём подводном царстве. Но, отпустит лишь тогда, когда кто-то выполнит его сложные задания. Ребята, помогите пожалуйста встретиться с подружками. Заранее вам очень благодарна!
Логопед: Ребята, мы же не оставим в беде золотую рыбку и поможем попасть к своим подружкам? (Да).
2. Актуализация знаний.
Что бы помочь золотой рыбке, вы должны выполнить эти сложные задания Морского царя. Вы готовы? (Да)
·          Загадки о пресноводных рыбах
(Вывешиваются картинки пресноводных рыб).
- Обитает на дне,
С длинными усами
Похож на бревно (Сом).
-У этой рыбки красные плавники (Краснопёрка)
-Эту рыбку боятся все, у неё острые зубы (Щука).
Логопед: - Как называются эти рыбы одним словом? (Пресноводные).
- Почему их так называют? (Потому, что живут в пресной воде, в реке, озере, пруду, водоёме, а не в солёной воде).
- Ребята, а что мы знаем о рыбах? Чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй).
-Что помогает рыбам двигаться? (Плавники, хвост).
- Что помогает рыбам дышать? (Жабры).
·          Упражнение «Чей, чья, чьи?» к слову РЫБА
Логопед: Ребята, скажите, а чей у рыбы хвост? (Рыбий)
Чья у рыбы голова, чешуя? (Рыбья)
Чьи у рыбы плавники, жабры? (Рыбьи)
3. Открытие детьми нового знания
Логопед: Ребята, давайте и мы попробуем подышать в воде как рыбы?
Дыхательная гимнастика
(Коктейльные трубочки и пластиковые стаканчики с водой. Дуть в трубочку чтобы образовались пузырьки. Вдыхать носом воздух, щеки не надувать, плечи не поднимать).
·          Упражнение «Семейка слов»
Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» и образуем слова одной семейки к слову «РЫБА». Я расскажу вам историю об одной рыбке.
В синем море жила-была маленькая …. (Рыбка)
Мама и папа называли её ласково…. (Рыбка, рыбонька)
Рыбке папа и мама запрещали отплывать далеко от ….. (Рыбьего) дома.
Но рыбка была очень любопытная и однажды поплыла на поиски … (Рыбьих) приключений.
Она встретила большую … (Рыбину), которая рассказала ей историю о человеке ….(Рыбаке), который ловит на удочку …. (Рыбу)
- Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов, рыбачка, рыбак, рыбачок). Рыбак ловит рыбу и варит из неё … (Рыбный) суп.
Поэтому, чтобы не попасть в беду, нужно слушаться своих родителей, и не отплывать далеко от своего дома без разрешения.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы назвали много слов –родственников. А без какого слова не было бы этих слов? Правильно, без слова «РЫБА».
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Логопед: Ребята, а без чего не могут жить рыбы? (Без воды).
И все они как перемещаются? (Плавают).
Давайте покажем, как плавают рыбки. (Стоя в кругу, ладони «лодочка»)
Рыбка очень любит плавать
Рыбка любит и играть.
Вправо, влево, вверх и вниз,
И вокруг себя обернись.
·          Загадки об аквариумных рыбках
- Маленькая рыбка,
Прячется на дне,
А усы как у большой. (Сомик)
Эта рыбка носит название домашней птицы
Которая будит ребят по утрам. (Петушок)
Логопед: Следующее задание от Морского царя.
- Какие рыбки глаз радуют? (Аквариумные)
- Для чего нам нужны аквариумные рыбы? (Для красоты, для поднятия
настроения).
·          Игра «Каждой рыбке своё место»
Логопед: Посмотрите ребята, как от сильного ветра поднялись волны и наши
рыбки перемешались. Давайте поможем навести порядок и разделим рыбок
по группам:
- в одной стороне пресноводные
- в другой стороне аквариумные
(Дети из «сухого бассейна» достают картинку рыбы и раскладывают по
группам, называя её).
·          Раздели слова на слоги (щука, сом, карп, окунь, гуппи, меченосец,
золотая рыбка и др.)
Логопед: - Сколько слогов в слове щука? (Два)
Покажите эти слоги хлопками.
Назовите первый слог, второй.
4. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Логопед: Ребята, скажите, чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй)
Морской царь передал вам картинки чтобы вы помогли нарисовать
чешуйки.
(Дети за столами рисуют рыбам чешуйки простыми карандашами).
5. Рефлексия.
Логопед: Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями Морского царя?
- О ком мы с вами сегодня говорили?
- Как называют рыб которые живут в пресной воде?
- Какие рыбы глаз радуют?
Ой ребята, кто-то к нам стучится. Да это же сама Золотая рыбка приплыла
вас поблагодарить за помощь.
2018