Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР. Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие. Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: · Коррекционные. Автоматизация произношения труднопроизносимых звуков. · Образовательные. Расширить представления детей об аквариумных рыбах; формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Расширить словарь по теме. Развивать связную речь. Упражнять в подборе однокоренных слов, в умении делить слова на слоги, согласовывать в роде, числе, падеже. Употреблять притяжательные прилагательные «Чей? Чья? Чьё?». · Развивающие. Развивать мышление, зрительное внимание, тонкую моторику. · Воспитательные. Формирование взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: - для детей: предметные картинки с изображением пресноводных и аквариумных рыб, карандаши, картинки для штриховки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля. -для логопеда: мультимедиа, презентация на тему «Рыбы», демонстрационный материал: картинки «Рыбы» пресноводные и аквариумные, сухой аквариум, аквариум с золотой рыбкой. Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ. Ход: 1. Создание мотивации. Логопед: Ребята, к нам пришло видеописьмо от одной незнакомки. А кто это, вы отгадайте загадку: Жительница морей и океанов, Она из сказки приплыла к нам. Была владычецей морскою И гостья эта не простая, Это …. (рыбка золотая). - Ребята, а вы знаете как здороваются рыбы? При встрече, рыбки соприкасаются друг с другом плавниками и как бы «пожимают руки», открывают и закрывают рот «приветствуя друг друга». Давайте и мы попробуем превратиться в рыб и так же поздороваемся друг с другом. Обращение золотой рыбки: (голос) Здравствуйте дорогие ребята! Я, Золотая рыбка. Мой царь- батюшка, не позволяет мне встречаться со своими подружками-рыбками пресноводными и аквариумными. Запер меня в своём подводном царстве. Но, отпустит лишь тогда, когда кто-то выполнит его сложные задания. Ребята, помогите пожалуйста встретиться с подружками. Заранее вам очень благодарна! Логопед: Ребята, мы же не оставим в беде золотую рыбку и поможем попасть к своим подружкам? (Да). 2. Актуализация знаний. Что бы помочь золотой рыбке, вы должны выполнить эти сложные задания Морского царя. Вы готовы? (Да) · Загадки о пресноводных рыбах (Вывешиваются картинки пресноводных рыб). - Обитает на дне, С длинными усами Похож на бревно (Сом). -У этой рыбки красные плавники (Краснопёрка) -Эту рыбку боятся все, у неё острые зубы (Щука). Логопед: - Как называются эти рыбы одним словом? (Пресноводные). - Почему их так называют? (Потому, что живут в пресной воде, в реке, озере, пруду, водоёме, а не в солёной воде). - Ребята, а что мы знаем о рыбах? Чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй). -Что помогает рыбам двигаться? (Плавники, хвост). - Что помогает рыбам дышать? (Жабры). · Упражнение «Чей, чья, чьи?» к слову РЫБА Логопед: Ребята, скажите, а чей у рыбы хвост? (Рыбий) Чья у рыбы голова, чешуя? (Рыбья) Чьи у рыбы плавники, жабры? (Рыбьи) 3. Открытие детьми нового знания Логопед: Ребята, давайте и мы попробуем подышать в воде как рыбы? Дыхательная гимнастика (Коктейльные трубочки и пластиковые стаканчики с водой. Дуть в трубочку чтобы образовались пузырьки. Вдыхать носом воздух, щеки не надувать, плечи не поднимать). · Упражнение «Семейка слов» Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» и образуем слова одной семейки к слову «РЫБА». Я расскажу вам историю об одной рыбке. В синем море жила-была маленькая …. (Рыбка) Мама и папа называли её ласково…. (Рыбка, рыбонька) Рыбке папа и мама запрещали отплывать далеко от ….. (Рыбьего) дома. Но рыбка была очень любопытная и однажды поплыла на поиски … (Рыбьих) приключений. Она встретила большую … (Рыбину), которая рассказала ей историю о человеке ….(Рыбаке), который ловит на удочку …. (Рыбу) - Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов, рыбачка, рыбак, рыбачок). Рыбак ловит рыбу и варит из неё … (Рыбный) суп. Поэтому, чтобы не попасть в беду, нужно слушаться своих родителей, и не отплывать далеко от своего дома без разрешения. Логопед: Молодцы, ребята! Вы назвали много слов –родственников. А без какого слова не было бы этих слов? Правильно, без слова «РЫБА». Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Логопед: Ребята, а без чего не могут жить рыбы? (Без воды). И все они как перемещаются? (Плавают). Давайте покажем, как плавают рыбки. (Стоя в кругу, ладони «лодочка») Рыбка очень любит плавать Рыбка любит и играть. Вправо, влево, вверх и вниз, И вокруг себя обернись. · Загадки об аквариумных рыбках - Маленькая рыбка, Прячется на дне, А усы как у большой. (Сомик) Эта рыбка носит название домашней птицы Которая будит ребят по утрам. (Петушок) Логопед: Следующее задание от Морского царя. - Какие рыбки глаз радуют? (Аквариумные) - Для чего нам нужны аквариумные рыбы? (Для красоты, для поднятия настроения). · Игра «Каждой рыбке своё место» Логопед: Посмотрите ребята,как от сильного ветра поднялись волны и наши рыбки перемешались. Давайте поможем навести порядок и разделим рыбок по группам: - в одной стороне пресноводные - в другой стороне аквариумные (Дети из «сухого бассейна» достают картинку рыбы и раскладывают по группам, называя её). · Раздели слова на слоги (щука, сом, карп, окунь, гуппи, меченосец, золотая рыбка и др.) Логопед: - Сколько слогов в слове щука? (Два) Покажите эти слоги хлопками. Назовите первый слог, второй. 4. Самостоятельное применение нового знания на практике. Логопед: Ребята, скажите, чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй) Морской царь передал вам картинки чтобы вы помогли нарисовать чешуйки. (Дети за столами рисуют рыбам чешуйки простыми карандашами). 5. Рефлексия. Логопед: Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями Морского царя? - О ком мы с вами сегодня говорили? - Как называют рыб которые живут в пресной воде? - Какие рыбы глаз радуют? Ой ребята, кто-то к нам стучится. Да это же сама Золотая рыбка приплыла вас поблагодарить за помощь.