Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Хорошавина О. В. Разработка предложений по совершенствованию программы развития образовательного учреждения

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


В результате проведенного исследования Программы развития образовательного учреждения педагогическим коллективом может быть выявлена необходимость осуществление ряда мероприятий, направленных на совершенствование существующей системы деятельности образовательной организации. Для более эффективного совершенствования существующей Программы необходимо максимально использовать имеющиеся в организации позитивные моменты и постараться наиболее оперативно устранить факторы, вызывающие торможение в развитии образовательной организации.
На этапе внедрения изменений Программы развития школы необходимо:
1) составить конкретный план действий;
2) определить этапы реализации плана и назначить ответственных за каждый этап;
3) быть последовательным (новые методы и формы работы должны вступать в действие с определенного момента, о котором должно быть заявлено заранее);
4) осуществлять контроль над самим внедрением плана мероприятий.
Анализ результатов реализации существующей Программы развития учреждения несомненно выявит позитивный и негативный опыт управления развитием образовательной организации, поэтому необходим ряд мероприятий для решения наиболее значимых проблем. Кроме того, в связи с введением в действие нового ФГОС начального и основного общего образования, в школах необходимо внести коррективы в утвержденную программу развития учреждения на 2019-2024 годы.
Рассмотрим ряд мероприятий по совершенствованию Программы развития образовательного учреждения.
Проблема низкого уровня развития общественно полезной деятельности, самостоятельности и личной инициативы обучающихся старших классов решается за счет комплекса мероприятий по созданию социальной среды развития обучающихся. В Программе развития образовательной организации необходимо прописать развернутый перечень воспитательных задач учреждения, среди которых особое место займут патриотическое и гражданское воспитание. Разработка воспитательной программы «Школа успеха» расширит содержание воспитательного компонента. При планировании воспитательной работы в первую очередь нужно сместить ориентиры на трактовку, восприятие и понимание обучающимися понятия нравственности и морали, как вечных ценностей, в современных реалиях.
Для осуществления поставленных задач необходимо создать методическую группу по разработке технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-востребованного результата личностного и познавательного развития учащихся. Разработать методику работы классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов по профориентации учеников, совершенствовать методы диагностики профессионального потенциала школьников и алгоритмы информирования их об особенностях спроса на различные профессии, специфике различных сфер деятельности, привлекая к сотрудничеству профессиональные образовательные учреждения, базовые предприятия, центры профориентации.
В результате внедрения вышеперечисленных мероприятий улучшаться условия для самореализации школьников. Активизируется работа Совета старшеклассников и отряда волонтеров. Большинство учащихся признают ответственность в качестве базовой характеристики личности. Усовершенствуется Модель выпускника школы, так как учебные и личностные результаты будут отвечать задачам демократизации и требованиям информационного общества.
Для совершенствования существующей программы развития школы необходимо обеспечение системного сотрудничества с семьями учащихся, формирование активной позиции родителей как участников образовательного процесса. Проблему низкого уровня участия родителей в процессе создания и функционирования социальной среды развития возможно решить за счет усиления взаимодействия с семьями обучающихся:
- организация аналитической работы по оценке социальных и культурных особенностей семей учащихся,
- проведение мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности законных представителей детей;
- активизация работы по включению родительской общественности в процесс оценки качества образования в школе (ВСОКО – внутри школьная система оценки качества образования);
- привлечение членов семей учеников к участию в общешкольных мероприятиях в качестве членов жюри; привлечение к участию в субботниках, проведение дней открытых дверей.
В результате активизации позиции родителей как участников образовательного процесса не менее 65% родителей будет включено в активные формы взаимодействия со школой. Произойдут изменения во взаимоотношениях педагогов и родителей, улучшится качество семейных отношений. Работу в данном направлении необходимо осуществлять и поддерживать работу постоянно. В целях снижения рисков невыполнения муниципального задания следует учитывать произошедшие за последний год изменения в уровне социального статуса родителей. Важно провести аналитическую оценку социального статуса, возрастного и численного состава семей.
Наличие отдельных случаев неудовлетворенности родителей обучающихся компетентностью работников образовательного учреждения может быть снижено до минимума путем ежегодного (в декабре, сентябре) информирования родителей обучающихся о квалификации работников, а также организацией повышения квалификации педагогических работников школы. В результате данных мероприятий произойдет снижение уровня неудовлетворенности родителей обучающихся компетентностью работников и, безусловно, повышение качества образовательного процесса.
Внесенные коррективы в утвержденную программу развития школы приведут к возможности осуществления стратегического видения развития образовательной организации в контексте Национального проекта «Образование». Целевые показатели развития образовательной организации будут соответствовать целевым показателям государственных документов по стратегии образования до 2025 года. Предложенный пакет мероприятий обозначит актуальные для образовательной организации приоритеты развития образования, закрепленные в документах федерального, регионального и местного уровней. Вместе с этим реализация предлагаемых мероприятий повысит эффективность работы школы в целом, что, в свою очередь, приведет к существенному росту качественных показателей образовательной организации.

Библиографический список

1. Мескон Н. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 800 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». [Электронный ресурс] https://www.menobr.ru/article/65530-qqq-18-m10-programma-razvitiya-shkoly (дата обращения 07.07.2020 г.).
2020