НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Трибушная О.В. Формирование социального опыта у старших дошкольников через раннюю профориентацию в условиях игровой деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Изменения, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, с одной стороны, направлены на решение задач сохранения уникальности данного периода развития ребенка, с другой стороны – принятия ребенком новой социальной роли – дошкольника. Опыт взаимодействия ребенка с окружающей его средой складывается из социального поведения, системы социальных оценок, осознания окружающего мира. Именно такое приобщение к общественному опыту является социальным опытом дошкольника. Однако, в настоящее время наблюдается недооценка роли социального опыта в период дошкольного детства.
Обратимся к трактовке понятия «социальный опыт».
Как отмечает Н.Ф. Голованова, социальный опыт представляет собой результат активного взаимодействия с окружающей действительностью, становление которой не ограничивается усвоением конкретной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связывается с процессом овладения способами деятельности и коммуникации [2].
По мнению С.В. Онощенко, социальный опыт ребенка-дошкольника является личностным новообразованием, которое представлено как результат освоения ребенком окружающей социальной действительности в доступных ему формах; совокупностью информационно-ориентационного, мотивационно-потребностного и деятельностного компонентов. Социальный опыт выражается социальными представлениями и понятиями, отношением к социальной сфере жизнедеятельности взрослых, признаками общественной мотивации поведения и навыками социального функционирования [7].
В исследованиях М.И. Лисиной утверждается, что формирование социального опыта у детей дошкольного возраста осуществляется во время общения со взрослым, т.е. в процессе взаимодействия с окружающими. Тогда происходит закладывание необходимого для существования индивида в обществе базиса, где важное условие – социальная среда, способствующая развитию ребенка. Успешность социализации зависит от окружения ребенка, грамотно организованного педагогического сопровождения [6].
Как указывает А.Н. Леонтьев, дети в старшем дошкольном возрасте проявляют интерес к миру взрослых и различным видам их деятельности. Если младшие дошкольники просто подражают, имитируют трудовые действия взрослых, то старшие дошкольники обладают набором знаний об отдельных профессиях, их особенностях [5]. Поэтому можно говорить о том, что в старшем дошкольном возрасте актуальным является ранняя профориентация, способствующая накоплению социального опыта дошкольника.
По мнению В.П. Кондрашова, ранняя профориентация направлена на проектирование у детей дошкольного возраста профессиональной составляющей «образа Я» [3].
Е.А. Алябьева считает, что одной из наиболее важных задач процесса социализации ребенка, формирования его социального опыта является ознакомление с профессиями взрослых. Представление о профессиях направлено на глубокое проникновение в мир взрослых, понимание и принятие его, формирование интереса к труду, зарождение мечты о собственном будущем, возникновение желания и возможности гордиться результатами труда близких родственников, людей вообще [1].
Проведенные исследования В.П. Кондрашова указывают на то, что старшие дошкольники знают от 7 до 16 названий профессий, имея некоторые представления и объясняя упрощенно, «своим» языком, содержание профессиональной деятельности или профессиональных действиях лишь 4-12 профессий [3].
Актуальность проблемы ранней профориентации, направленной за формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста, обусловлена рядом современных проблем, отмеченных в дошкольных учреждениях:
·          отсутствие четкой системы ознакомления дошкольников с миром профессий;
·          односторонность работы по ранней профориентации – со стороны ДОУ; не поддержание ее в семье;
·          реализация потенциальных возможностей детей к освоению опыта трудовой деятельности не в полной мере;
·          не нацеленность работы педагогов по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на современный рынок труда;
·          отсутствие преемственности в работе дошкольного учреждения и школы по ознакомлению детей с профессиями.
В собственной практике мы активно реализуем задачи ранней профориентации как средства формирования социального опыта детей, начиная уже с младшего дошкольного возраста. Наиболее активно нами осуществляется реализация задач ранней профориентации как средства формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста. Что обусловлено, прежде всего, тем, что в этот возрастной период дети наиболее активно проявляют интерес к миру взрослых, в том числе к их профессиям.
Для формирования социального опыта у старших дошкольников через раннюю профориентацию целесообразно использовать деятельность, в которой дети смогут реализовать свои возможности в полной мере. Таковой деятельностью является игровая. Это подтверждается исследованиями В.П. Кондрашова, где автор отмечает, что игровая деятельность – обязательное условие формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что направлено на раннее профессиональное самоопределение каждого ребенка, которое рассматривается как одно из звеньев их психического развития, реализуемого посредством введения детей через игру в мир профессий, являющегося частью человеческой культуры в результате открытия проблемы, где продуктивное воображение представлено как ведущий механизм культуроосвоения, ориентация на труд, формирование и развитие интересов склонностей и способностей дошкольника [4].
Перед нами был поставлен ряд задач по формированию социального опыта у дошкольников старшей группы через раннюю профориентацию в условиях игровой деятельности:
·          расширение представлений о труде людей разных профессий, знакомство с результатами труда, их общественной значимостью;
·          воспитание уважения к людям труда, желания трудиться;
·          формирование у детей умения к творческому комбинированию разнообразных событий при создании нового сюжета игры, делая это согласованно с партнером;
·          формирование в игре отражения впечатлений от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская) и игры-воображения по сюжетам сказок.
Работа по формированию социального опыта у старших дошкольников через раннюю профориентацию в условиях игровой деятельности в старшей группе осуществлялась согласно составленному календарному плану профессиональных праздников на весь учебный год. Например, в сентябре дети познакомились со следующими профессиями, опираясь на календарный план профессиональных праздников:
·          1 сентября – День знаний – воспитатель, учитель;
·          первое воскресенье сентября – День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – работники нефтяной, газовой и топливной промышленности;
·          9 сентября – День танкиста – танкист;
·          16 сентября – День работников леса – работники леса;
·          27 сентября – День воспитателя – воспитатель и работники дошкольного образования (повар, помощник воспитателя, медицинская сестра и др.).
Для ознакомления детей с профессиями и формирования представлений о способах деятельности, характерной для определенной профессии, рекомендуем использовать различные виды игр, прежде всего, дидактические.
Например, дидактическая игра «Оденем куклу на работу», ее цель состоит в обучении дошкольников соотнесения рабочей одежды с профессией человека, назывании соответствующих профессий. Ход игры: педагогом сообщается, что куклы собираются идти на работу и каждая должна одеться в свой рабочий костюм. Возле каждой куклы лежит картинка, на которой изображен один предмет, необходимый для работы, поэтому дети могут догадаться о профессии. Поочередно дети подходят, рассматривая картинку, подбирая соответствующую профессии одежду. Потом педагог просит детей закрыть глаза, путая предметы одежды, перекладывая картинки и т.п., детям необходимо исправить ошибки.
Формирование социального опыта у дошкольников подготовительной к школе группе через раннюю профориентацию в условиях игровой деятельности осуществлялось согласно следующим задачам:
·          расширение представлений о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека;
·          ознакомление детей, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте при учете местных условий;
·          расширение представлений о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.);
·          ознакомление с видами производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т.д.);
·          формирование представлений о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т д.);
·          обогащение содержания игр детей, развитие умений самостоятельного выбора темы игры, развитие сюжета, основываясь на знаниях, которые получены в процессе восприятия окружающего мира;
·          формирование умений к построению новых разнообразных сюжетов игры, согласования индивидуальных творческих замыслов с партнерами-сверстниками;
·          формирование представлений о ценности труда родителей и близких родственников.
В подготовительной к школе группе для ознакомления детей с профессиями и формирования представлений о способах деятельности, характерной для определенной профессии, рекомендуем использовать сюжетно-ролевые игры.
Например, в сентябре: «Школа», «Библиотека», «Заповедник». В октябре: «Железная дорога», «Консервный завод», «Супермаркет», «Салон красоты». В ноябре: «Поликлиника», «Фабрика игрушек», «Семья». В декабре: «Театр», «Почта», «Салон связи» и т.д.
Кроме сюжетно-ролевых игр, включающих наиболее распространенные профессии в обществе, проанализировав современный рынок труда, побеседовав с детьми, мы уделили внимание организации сюжетно-ролевых игры, отражающих потребности современного обществе, а, значит, и современных детей. Так, нами были проведены такие сюжетно-ролевые игры как «Контент-менеджер», «Веб-дизайнер», «Интернет-коуч», «Риелтор», «Трейдер», «Специалист бэк-офиса», «SEO-специалист», «Маркетолог», «PR менеджер», «Интервьюер», «Промоутер», «Референт», «Тьютор», «Java- Программист», «Web-архитектор», «Военный оператор», «Врач-кибернетик», «Провизор», «Фониатр», «Сурдолог», «Сомнолог», «Косметолог» и др.
Таким образом, проблема формирования социального опыта у старших дошкольников через раннюю профориентацию в условиях игровой деятельности на сегодня является недостаточно исследованной, что позволяет говорить об ее актуальности. Методически грамотное проектирование работы со стороны педагога обеспечит успешность формирования социального опыта детей, а именно их окружающей социальной действительности, позволяющей пополнить знания и представления о профессиях, сформировать собственную точку зрения о будущей профессии, обрести умения и навыки выполнять действия, соответствующие определенной профессии и т.д.

Библиографический список

1. Алябьева Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. «Сфера», 2016. С. 230
2. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 52 с.
4. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис.... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 182 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
7. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: дис.... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 238 с.
2019