Васильева М.А. Развитие физического качества силы у детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Васильева М.А. Развитие физического качества силы у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Аннотация: в статье рассматривается характеристика понятия «физические качества», выделены основные их виды, среди которых особое внимание уделено изучению особенностей физического качества силы. Автором актуализирована важность развития указанного физического качества, рассмотрены возрастные показатели силовых способностей у дошкольников, представлены используемые в работе упражнения и игры для развития физического качества силы у детей дошкольного возраста.
Организуемый в условиях детских садов процесс физического воспитания детей дошкольного возраста направлен не только на укрепление их здоровья, но и призван обеспечить оптимальное развитие основных физических качеств.
Что понимается под этим термином «физические качества»? Анализ научных источников показал наличие множества определений искомого понятия, среди которых, на наш взгляд, наиболее понятной является трактовка Б.А. Ашмарина, который определяет физические качества как определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [2]. К числу основных физических качеств все специалисты относят силу, быстроту, выносливость и ловкость. В данной статье будут рассмотрены особенности физического качества силы.
Так, Ж.К. Холодов и многие другие специалисты определяют силу как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения [3].
Ученые отмечают, что силовые возможности зависят от общего режима жизни, характера двигательной активности человека и условий внешней среды. Например, замечено, что показатели в проявлении мышечной силы достигают максимальных величин между 15-16 часами. Отмечается также, что в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что объясняется большим потреблением с лета к осени витаминов и воздействием ультрафиолетовых лучей. Кроме того, считается, что наилучшим условием для деятельности мышц является температура +20°С.
Помимо этого, во многих источниках указывается, что уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.
Почему важно развивать силу в дошкольном возрасте? Отвечая на этот вопрос, ученые подчеркивают, что, не имея достаточно развитой силы, ребенок не способен быстро или долго бегать, плавать, ходить на лыжах, высоко прыгать, далеко метать. А если ребенок крепкий и сильный, он может легко освоить новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и ему даже будет нравиться выполнять упражнения с большей нагрузкой.
Е.Н. Вавилова, указывая на достаточно высокий силовой уровень у детей дошкольного возраста, приводит следующие его показатели: у мальчиков двух лет сила одной кисти составляет в среднем 6,4 кг, у девочек – 6,0 кг; становая сила в этом возрасте равна 11,0 кг. К моменту поступления детей в школу сила мышц кисти правой и левой руки составляет у мальчиков 14 и 13,2 кг, у девочек – 11,6 и 11 кг, а становая сила у мальчиков 52 кг, у девочек – 43 кг [1].
В связи с тем, что сила разных мышц у дошкольников неодинаково развита, это может помешать овладению ими двигательными умениями и привести к торможению физического развития. Поэтому с учетом имеющихся в арсенале нашего детского сада методических пособий по физическому воспитанию дошкольников, мы используем для развития силы у детей такие упражнения: а) с набивными мячами; б) включающие поднятие собственной массы, например, для развития силы ног выполняется упражнение «Достань до предмета», которое предусматривает прыжки на двух ногах в высоту; преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); в) отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; г) в основных движениях (прыжки, лазание, ползание).
Кроме того, мы развиваем силовые способности дошкольников в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Так, мы используем игры: а) требующие удержания внешних объектов, например, для развития силы рук выполняется игровое упражнение «Мяч о стенку» − броски малого мяча о стенку и ловля его после отскока; б) с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»); в) с чередованием режимов напряжения различных групп мышц (например, эстафеты с переноской грузов разного веса) и пр.
Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития силовых способностей детей с учетом их особенностей при условии соблюдения педагогами методических рекомендаций по организации работы для развития физического качества силы.
Список литературы1. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
2. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 286 с.
3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 478 с.