Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении информационно-коммуникационных технологий, как средство для достижения предметных и метапредметных результатов при обучении биологии в условиях реализации ФГОС. При рассмотрении информационно-коммуникационных технологий использовались методы описания, структурирования и сопоставительного анализа. С помощью данных методов были выявлены достоинства и недостатки применения информационно-коммуникационных технологий для достижения предметных и метапредметных результатов при обучении биологии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; метапредметные результаты; образовательный процесс; предметные результаты; реализация ФГОС.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве становится распространенным явлением, в частности среди предметов естественнонаучного цикла. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для достижения обучающимися универсальных учебных действий (УУД) при освоении образовательных программ предметов естественнонаучного цикла внедрение и широкое использование в обучение получили электронно-дидактические материалы. Синтез ИКТ и традиционных методов обучения обеспечивает создание педагогической системы с новыми способами взаимодействия обучающихся и учителя в образовательной среде [7, С. 67].
Современное биологическое образование сопровождается быстро растущими темпами, поскольку является теоретической и фундаментальной основой здравоохранения и агропромышленности, в связи, с чем требуется совершенствование биологического образования на всех уровнях образования. При этом особое значение приобретает изучение биологии с помощью средств информатизации. Информатизация позволит интенсифицировать деятельность учителя и обучающихся, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные с точки зрения учебных целей и задач характеристики изучаемых объектов и явлений природы, что позволит повысить качество обучения по предмету [2, С. 70-76].
Информационно-коммуникационные технологии являются обобщающим понятием, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Ю. Г. Фокин под информационными технологиями понимает: «Синтез теоретического, прикладного и процессуального, как единство теоретических положений, прикладных положений и механизма их реализации в конкретной среде, во времени и пространстве» [6, С. 131]. В качестве ИКТ применяемых на сегодняшний день в условиях информатизации образования выступают: программно-методические комплексы с тестовыми тренажерами; электронные учебные модули (электронные учебники); имитационно-моделирующие средства; программные средства, обеспечивающие создание виртуальных лабораторий. Данные средства и технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в современных системах биологического образования.
В изучении школьного курса биологии возможно выделить несколько основных направлений, в которых применение электронно-дидактических материалов имеет большую значимость для достижения (УУД): наглядное представление объектов и явлений микромира, анатомического строения биологических объектов; изучение производств химических продуктов и протекания физиологических процессов; моделирование химического эксперимента и химических реакций, что значительно расширяет кругозор обучающихся и облегчает понимание сути биологических процессов. При проведении уроков биологии важное место отводится урокам-практикумам. На практических уроках есть возможность применить цифровые образовательные ресурсы, позволяющие обучающимся поставить перед собой и решить значимую проблему взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные. Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок биологии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [5, С. 37].
С введением Федерального государственного образовательного стандарта в практике работы современного педагога произошли существенные изменения в подходах к проектированию и оценке образовательных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные результаты. Универсальность метапредметных умений и навыков состоит в обучении школьников общим образцам мыслительной работы, приемам, техникам, которые формируются и воспроизводятся при изучении любого предмета. Важность метапредметных образовательных результатов, освоенных обучающимся на базе одного или нескольких учебных предметов, состоит в овладении способами деятельности, применимыми не только в образовательном процессе, но и в условиях жизни вне класса, а главное – обеспечивают возможность к дальнейшему самообучению на протяжении всей жизни. Как показывает изучение опыта учителей-практиков, формирование метапредметных умений и навыков происходит при использовании интенсивных обучающих технологий, построенных на основе системно-деятельностного подхода [3, С. 166].
Под метапредметными умениями понимают широкий спектр общеучебных, междисциплинарных умений и навыков, которые принято разделять на группы познавательных, информационных, регулятивных умений.
Формируемые умения и навыки компетенций учащихся при этом можно выделить следующие:
1. умения строить логические рассуждение;
2. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
3. преобразовывать информацию из одного вида в другой;
4. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
5. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
6. умения и навыки проектной деятельности.
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения выделяет в качестве метапредметных результатов обучения формирование и развитие у учащихся компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий в результате изучения всех без исключения предметов. При исследовании проблемы реализации ИКТ в учебном процессе возникает вопрос: «на сколько эффективно использование ИКТ для достижения метапредметных результатов в образовательном процессе, возможно ли с применением ИКТ решать проблемы развития личности в процессе обучения на каждом учебном предмете?». Так, по мнению Н. В. Асташкиной применение педагогических технологий эффективно при изучении наук естественно-научного цикла, но использование ИКТ при изучении гуманитарных наук не является эффективным средством обучения. Это мнение имеет право на существование, но сегодня в педагогической практике достаточно много наук, в которых ИКТ задействованы достаточно эффективно.
Ниже выделены группы заданий, которые могут быть предложены обучающимся для достижения метапредметных результатов в образовательном процессе с использованием ИКТ [4, С. 46]:
1. Ознакомительные. Задания содержат инструкции по выполнению и контрольные вопросы.
2. Экспериментальные задачи. Обучающимся предлагается решить задачи без использования ИКТ, а затем, используя средства ИКТ проверить правильность своего решения.
3. Исследовательские задания. Обучающимся предлагается самим спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые подтверждают или опровергают некоторую закономерность, самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.
Данные группы заданий находят свое применение результате изучения всех без исключения предметов и реализуются в построении:
– межпредметных уроков, где ИК-технологии являются вспомогательным средством;
– уроках, на которых возникают так называемые ИКТ-ситуации, то есть необходимость привлечения ИК технологий;
– уроки продуктивной деятельности, где ИКТ выступают «полем эксперимента».
Таким образом, анализ научно-педагогической литературы связанной с вопросами внедрения и использования ИКТ в образовательном процессе позволяет сделать вывод о том, что использование электронно-образовательных ресурсов и повышение ИКТ компетенции, как преподавателей, так и учащихся становится неотъемлемой частью современного образования.
Библиографический список
1. Асташкина Н. В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 7. – С. 78–82.2. Комарова Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении биологии старшеклассников общеобразовательной школы // Актуальные проблемы естественно-технологического образования. – Саранск, 2017. – С. 70-76.
3. Насибян Е. А. Формирование метапредметных умений на уроках биологии в условиях реализации ФГОС // Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. – М., 2018. – С. 164-167.
4. Пластинин А. В. Развитие ИКТ-компетенций школьников как метапредметный результат обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2015. № 6. – С. 44–48.
5. Талдыкина Г. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии // Педагогический поиск. – Курск, 2015. – С. 37-41.
6. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели, содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Aкадемия, 2005. – 224 с.
7. Фролова Т. Г. Использование информациюнно-коммуникационных технологий при обучении биологии // На путях к новой школе. – Спб., 2015. – С. 60-67.