Библиографическое описание:
Ермаченко О.И. Использование приёмов активизации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Использование разнообразных приёмов активизации активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна задач и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий – всё это помогает решать задачи развития детей дошкольного возраста.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира.
К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, движения, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат. Дети с большим удовольствием подключают логику, ставят логические цепочки, увлечённо спорят и находят правильные пути угадывания поставленных задач.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребёнок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребёнку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
4. Не просто покажите ребёнку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребёнка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.
7. Предложите ребёнку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
Таким образом, использование различных приёмов активизации детской деятельности в развитии приводит к лучшему восприятию и освоению заданных тем. Педагогу необходимо стараться сделать жизнь ребенка в детском саду более эмоциональной и интересной. Это позволит пробудить у детей интерес к новому, желание познавать мир.
Литература
1.Зацепина М. Б. «Культурно-досуговая деятельность в саду: программа и методические рекомендации» / М. Б. Зацепина // Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.
2.Макшанцева Е. Д. «Детские забавы: книга для воспитателя и музыкального руководителя» / Е. Д. Макшанцева. – Москва: Просвещение, 1991.
Ермаченко О.И. Использование приёмов активизации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
Использование разнообразных приёмов активизации активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна задач и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий – всё это помогает решать задачи развития детей дошкольного возраста.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира.
К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, движения, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат. Дети с большим удовольствием подключают логику, ставят логические цепочки, увлечённо спорят и находят правильные пути угадывания поставленных задач.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребёнок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребёнку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
4. Не просто покажите ребёнку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребёнка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.
7. Предложите ребёнку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
Таким образом, использование различных приёмов активизации детской деятельности в развитии приводит к лучшему восприятию и освоению заданных тем. Педагогу необходимо стараться сделать жизнь ребенка в детском саду более эмоциональной и интересной. Это позволит пробудить у детей интерес к новому, желание познавать мир.
Литература
1.Зацепина М. Б. «Культурно-досуговая деятельность в саду: программа и методические рекомендации» / М. Б. Зацепина // Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005.
2.Макшанцева Е. Д. «Детские забавы: книга для воспитателя и музыкального руководителя» / Е. Д. Макшанцева. – Москва: Просвещение, 1991.