Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Васильева Н.А. Система работы дошкольного учреждения по профилактике семейного неблагополучия

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Некоторое время назад считалось, что особое внимание педагогам дошкольного учреждения следует уделять молодым и неблагополучным семьям, которые не имеют опыта воспитания или отрицательно влияют на нравственное и психическое развитие детей. На наш взгляд, значительно большего внимания к себе требуют неполные семьи, поставленные самой судьбой в различные кризисные ситуации.
В настоящее время организация работы с семьями группы риска –это актуальная проблема дошкольного образования.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
• социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
• социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
• социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
• психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
• криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры). и др.
Процесс воспитания в семьях строиться на основе образца воспитания в собственных семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или осуществляется спонтанно, путем проб и ошибок.
Вся работа строиться с учетом алгоритма деятельности по «Организации работы в ДОУ с семьями «группы риска». Мы разработали свой алгоритм работы, он состоит из этапов.
Алгоритм «Организации работы в ДОУ с семьями «группы риска».
1 этап. Основной перечень документов, регламентирующих работу с «семьями группы риска»: Международные:
Декларация прав ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1959.
·          Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989г.).
Российские:
·          Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14 ноября 2013 г., № 30384).
·          Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
·          Федеральный закон №120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
·          Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Региональные и муниципальные:
·          Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"
·               Постановление от 29.11. 2007 № 310 «Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети»;
·               Комплексная программа по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и раннему выявлению детского и семейного неблагополучия в Московском районе г. Чебоксары на 2016-2018 годы.
Локальные акты ДОУ:
·               Положение о Совете профилактики в ДОУ;
·               Положение о постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета «семей группы риска» в ДОУ;
·               Состав совета профилактики в ДОУ (утвержденный);
·               Положение об Уполномоченном по защите прав детей в ДОУ;
·               Приказ об ответственности и контроле за ведением внутрисадовского учета воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении (на учебный год);
·               Положение о порядке выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказания помощи в обучении и воспитании детей в ДОУ.
2 этап. Алгоритм работы с «семьями группы риска» в ДОУ (может быть представлен в виде методички)
·               Запрос в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города о детях стоящих на профилактическом учете в КДНиЗП.
·               План взаимодействия и совместной работы ДОУ с органами полиции и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на учебный год);
·               Общий социальный паспорт ДОУ (на учебный год, см. таблицу №1);
·               План работы Совета профилактики в ДОУ (на учебный год);
·               План работы с семьями, поставленными на внутрисадовский учет (на учебный год);
·               План профилактики неблагополучия в семьях (на учебный год);
·               План мероприятий для детей-инвалидов, посещающих ДОУ на учебный год (если имеются дети на учебный год);
·               План работы Уполномоченного по защите прав детей в ДОУ (на учебный год);
3 этап. Диагностический инструментарий (методики необходимые для работы)
·          Индивидуальные и групповые беседы,
·          Создание специальных ситуаций в жизни воспитанников;
·          Работа со значимыми лицами (близкие – мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди и др.);
·          Тренинги и ролевые игры;
·          Сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия;
·          Тесты «Моя семья», «Лесенка самооценки», «Страхи в домиках», «Выбери нужное лицо» и др.
4 этап. Отчеты, справки, своды семей
·          Аналитическая справка о выявлении семей группы риска за отчетный период;
·          Протоколы Совета профилактики в ДОУ;
·          Социальные паспорта семей по группам (на учебный год);
5 этап. Учетные карточки семей стоящих на внутрисадовском учете
·          Личная карточка семьи;
·          Полный набор документов, собранный в течение всего время пребывания ребенка на внутрисадовском учете.
·          План работы с семьей, состоящей на внутрисадовском учете;
6 этап. Архив по «семьям группы риска»
·          те семьи, которые были сняты с внутрисадовского учета
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.
Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача дошкольного учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
Результатами нашей работы по профилактике семейного неблагополучия можно считать следующее: - выявление семей группы риска и оказание им посильной помощи во взаимодействии с социальными партнерами. - повышение у родителей педагогической и правовой компетентности; - снижение остроты проявления кризиса в некоторых семьях; - изменение в положительную сторону образа ребенка в представлении родителей; - вовлечение родителей в педагогический процесс; - создание позитивного эмоционального фона семьи. Вся наша работа направлена на то, чтобы совместными усилиями взрослых, а именно – родителей, нас педагогов, социальных партнеров оказать профессиональную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Библиографический список

1. «Конвенция о правах ребенка»:одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989.
2. «Декларация прав ребенка»: принята Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1959.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
4. «Об Образовании в Российской Федерации»: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
5. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ.
6. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ.
e-mail mdou_142@mail.ru
тел. 8352311299


2017