Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Григорова Н.В. Рекомендации педагогам по работе с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.
«Аутизм - это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

Правила работы с аутичными детьми:

Ø Собрать все сведения о ребенке.
Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т. д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его поведение.
Ø Принимать ребенка таким, какой он есть.
Если ребёнок не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
Ø Исходить из интересов ребенка.
Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т. д.) или попросите младшего воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
Ø Избегать переутомления ребенка.
Ø Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка (в том числе о дискомфорте).
Ø Подбадривать в те моменты, когда он испытывает тревогу или страх.
Ø Стараться предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т. д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.
Ø Ведите себя «правильно» в критических ситуациях: увести в тихое место, отвлечь, обнять, позвать психолога.
Ø Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми карандаш», «Положи карандаш» и т.д., тогда они будут доступны ребёнку.
Ø Не ждите. Что ребенок научится сам. Большинство детей с РАС не способны овладеть навыками самообслуживания без специального обучения, поэтому:
- в раздевалке группы необходимо разместить алгоритм одевания / раздевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми;
- в умывальной комнате алгоритм последовательности мытья рук.
Ø Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой можно использовать поддержку руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
Ø Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы можно привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками и другое.
Использованные источники:
1.       Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 208 с.
2.       Благотворительный фонд «Выход» [Электронный ресурс] // URL: https://outfund.ru/nashi-kontakty/
2019