Актуальные вопросы дошкольного образования

Верховская Е.А. Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

Библиографическое описание:
Верховская Е.А. Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

«Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театрально- игровой деятельности»

Театрализованная деятельность в нашем детском саду органично пронизывает все режимные моменты, и решает многие задачи программы, реализуемые дошкольным учреждением.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды еще в младшей группе.

Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Маленькие дети – замечательные актёры: стоит кому-то из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача- увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра-пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Для развития игровой театрализованной деятельности были изготовлены настольный театр «Репка», «Колобок», приобретён театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Курочка Ряба».

Оформлен книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки, имитировали движения различных животных. А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх- драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками- зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками – героями.

Дальше мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных.

В средней, старшей группе и подготовительной группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно- пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники- иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей.

В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны старшим детям. Я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афиша, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

В течение года вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра. А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям. Также была продолжена работа над этюдами.

Этюды-это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя- веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе. Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук.

Дети участвовали в постановках сказок: «Теремок», «Под грибом», «Колобок-колючий бок», также были драматизированы отрывки из сказки «Три поросёнка». Детям был показан настольный театр «Колобок- колючий бок», «Под грибом», «Про машину», «Три поросёнка», проведена литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского.

На занятиях и в свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. А потом самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре. А ещё мы вместе с детьми озвучивали стихотворение на детских музыкальных инструментах «Прогулка в зимний лес».

Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений.

В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Два жадных медвежонка». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный домик.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа. Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Я считаю, что решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример- важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.








2024-03-06 09:20 2024