Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Гладышева Т.А. Результаты исследования уровня творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Аннотация: в данной статье представлены результаты формирующего эксперимента в рамках диссертационного исследования развития творческого мышления дошкольников 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельностью в центре детского развития Дом и Дети.
Ключевые слова: мышление, творческое мышление, деятельность, изобразительная деятельность, искусство, программа, развитие, дошкольники, эксперимент, исследование.
Abstract: this article presents the results of ascertaining and control stages of the formative experiment as part of a dissertation research for the development of creative thinking of preschool children of 5-6 years in the classroom visual activities in the child development center of the House and Kids.
Keywords: thinking, creative thinking, activities, visual activities, art, program development, preschoolers, experiment, research.
Проблема развития творческого мышления дошкольников, наряду с другими аспектами личностного развития ребенка была и остается одной из актуальных тем в современном обществе. Развитие творческого мышления - одна из важнейших задач современного дошкольного образования согласно ФГОС [5].
Цель нашего исследования – разработка программы занятий, включающей в себя совокупность широкого спектра художественных средств и современных психологических методов, способствующих развитию творческого мышления дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.
База исследования – центр детского развития «Дом и Дети». В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 5-6 лет, из них 12 мальчиков и 18 девочек.
На констатирующем этапе формирующего эксперимента была проведена индивидуальная диагностика творческого мышления дошкольников по методике Е.Е. Туник – батарея тестов «Творческое мышление» [3].
Получив данные уровня творческого мышления для каждого ребенка, мы сформировали контрольную и экспериментальную группы, сходные по составу. Затем была проведена дополнительная групповая диагностика по методике П. Торренса [4].
Обработав результаты, мы подтвердили данные диагностики по методике Е.Е. Туник – в обеих группах преобладают дети со средним уровнем развития творческого мышления, при этом количество детей с низким уровнем творческого мышления доминирует над количеством детей с высоким уровнем творческого мышления.
Полученные результаты наглядно представлены в Диаграмме 1, где Э.Г. – результаты диагностики экспериментальной группы, К.Г. – контрольной группы.

Осуществив констатирующий этап формирующего эксперимента, мы перешли к созданию программы развития творческого мышления дошкольников с учетом полученных результатов диагностики.
В разработанной программе «Волшебный мир искусства» объединены труды многих авторов, в разное время занимавшихся проблемой развития творческого мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности. Методологической основой исследования выступили труды таких выдающихся ученых, как А.Н. Леонтьев [2], Л.С. Выготский [1], Д.Б. Эльконин [6]. Эксперимент осуществлялся в контексте деятельностного подхода.
Программы была реализована в экспериментальной группе в период с октября 2016 по апрель 2017. Режим занятий – 3 раза в неделю по 1 часу.
Осуществив развивающую работу по разработанной программе, мы провели повторную диагностику творческого мышления дошкольников.
По методике П. Торренса в экспериментальной группе 9 детей (60%) с высоким, 6 детей (40%) со средним и 0 (0%) детей с низким уровнем развития творческого мышления. Состав контрольной группы следующий: 4 ребенка (26%) с высоким уровнем, 9 детей (60%) со средним и 2 (14%) ребенка с низким уровнем развития творческого мышления.
По методике Е.Е. Туник, мы получили следующий состав экспериментальной группы: 7 детей (47%) с высоким уровнем, 8 детей (53%) со средним и 0 (0%) детей с низким уровнем развития творческого мышления. Состав контрольной группы следующий: 3 ребенка (20%) с высоким уровнем, 9 детей (60%) со средним и 3 (20%) ребенка с низким уровнем развития творческого мышления.
Сравнительные результаты наглядно представлены в Диаграмме 2.

В результате осуществления развивающей работы по разработанной программе в экспериментальной группе увеличилось число детей с высоким уровнем творческого мышления на 40%, количество детей со средним уровнем творческого мышления снизилось на 13% и отсутствуют дети с низким уровнем творческого мышления.
В контрольной группе также отмечается положительная динамика, но она гораздо менее выражена, чем в экспериментальной.
Таким образом, в результате формирующего эксперимента была подтверждена эффективность разработанной нами программы занятий изобразительной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир искусства».

Список литературы:

1.       Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
2.       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
3.       Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты – Спб.: Изд-во «Диалектика Плюс», 2002. – 48 с.
4.       Туник Е.Е. Тест П. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. – М.: «Иматон», 1998. – 240 с.
5.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
6.       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6-20.

8(910)561-16-54

t_irenkova@mail.ru

2017