Исследовательская и проектная деятельность

Волкова О.В. Исследовательский проект «Роль компьютерных игр в жизни учащихся»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Оглавление

Введение
1.       Полезны или вредны для детей компьютерные игры
2.       Роль компьютерных игр в жизни школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение

В нашу эпоху компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Нынешняя жизнь людей уже не представляется без компьютеров, ведь они облегчили работу во многих областях науки, различных профессиях.
Мой компьютер появился у меня 5 лет назад. Но, как и тогда, мне и сейчас нравится играть в компьютерные игры. Когда я подолгу засиживаюсь за компьютерной игрой, то слышу от мамы: «Никакой пользы в них нет, лучше б книжку почитал!» Наблюдая за одноклассниками и учениками нашей школы, я заметил, что многие из них играют в игры на каждой перемене и решил провести исследование: выяснить, какое место в их жизни занимают компьютерные игры и есть ли в них польза.
В ходе своей работы, поставил перед собой следующие цели и задачи.
Цель исследования: определить роль компьютерных игр в жизни обучающихся школы
Объект исследования: компьютерные игры и обучающиеся школы.
Задачи исследования:
·          провести анализ современной литературы по вопросу исследования;
·          определить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры;
·          выяснить путём анкетирования, какие игры более популярны среди сверстников, сколько времени они тратят на игры; чем заняты в свободное время;
·          побеседовать с учителем по проблеме исследования;
·          представить ученикам школы результаты исследования.
Исходя из задач исследования, была сформулирована гипотеза исследования: если компьютерные игры занимают большое количество времени в жизни учащихся школы, то они приносят вред здоровью.
Новизна работы и её практическая ценность в том, что данные работы можно использовать учителям математики и информатики при обучении статистике в качестве примера статистического исследования и примеров графического представления результатов исследования. А также материалы работы можно использовать при проведении классных часов и бесед с учениками и родителями.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
анализ литературы и интернет источников, анкетирование учащихся, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.
Актуальность рассматриваемой темы продиктована реальностью. Сегодня всё подрастающее поколение погрузилось в мир виртуальный: играют все и везде. Поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютерных игр, а также выяснить есть ли от них польза или нет.

1.       Полезны или вредны для детей компьютерные игры

На сегодняшний день компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Хотим мы того, или нет, но это – свершившийся факт. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!
Разрешение этого спора кроется в афоризме древнего лекаря Парацельса: «Все есть лекарство, и все есть яд. Только доза делает вещество ядом или лекарством». Там, где дело касается компьютерных игр, все зависит от выбора игры и от места, которое игра занимает в жизни человека. Один-два часа за экраном компьютера, проведенные с пользой, ни в коей мере не сделают из ребенка психически неуравновешенного «игромана».
Изучая литературу по выбранной теме, можно сказать, что компьютерные игры развивают у ребенка: быстроту реакции; мелкую моторику рук; визуальное восприятие объектов; память и внимание; логическое мышление; зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка: классифицировать и обобщать; аналитически мыслить в нестандартной ситуации; добиваться своей цели; совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят: «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх.
А что же тогда плохо?
Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Без сомнения, злоупотребление игровой реальностью несет с собой множество опасностей, начиная от ухудшения успеваемости в результате потери интереса к внешнему миру, и заканчивая самой настоящей зависимостью от игры. Однако причины этих печальных фактов кроются гораздо глубже, чем простое и вполне естественное увлечение компьютером. Если говорить кратко, дело не в том, что человек из-за сидения за компьютером становится неполноценным, а скорее в том, что человек, страдающий какими-либо психологическими проблемами, стремится сбежать от них в виртуальный мир. Поэтому, пытаясь полностью оградить своего ребенка от влияния компьютерных игр, родители забывают о том, что необходимо в первую очередь решать проблемы, связанные с реальной жизнью.
Как показали результаты анкетирования, 50% детей используют компьютерные игры, чтобы уйти от проблем или дурного настроения.
А ведь вред и польза во многом зависят от выбора правильной игры, подходящей именно вашему ребенку. Конечно, жестокие или пугающие игры с участием монстров, или циничные, грубые игры, которыми сегодня забиты прилавки многих магазинов, окажут на маленького человека исключительно вредное влияние. Но необходимо помнить, что помимо взрослых «стрелялок» существует масса разновидностей компьютерных игр, созданных специально для детей, с участием педагогов и психологов. Цель таких программ – обучение и воспитание ребенка в процессе игры, развитие внимательности, реакции, познавательной активности и логического мышления, а в целом – даже подготовка к жизни, где ребенку со временем придется учиться самостоятельно принимать решение в каждой новой для него ситуации – прямо как в игре.
Многолетние опыты, проведенные учеными, доказывают, что обучающие компьютерные игры ускоряют темпы развития ребенка, способствуют повышению его познавательной активности, поощряют умение логически рассуждать и нестандартно подходить к решению различных задач. Кроме того, составленные специально для детей определенного возраста, игры помогают ребенку в учебе, в развитии определенных необходимых ему навыков. Не стоит забывать и о том, что, активно пользуясь клавиатурой компьютера, ребенок развивает мелкую моторику руки, что положительно влияет на развитие речи. Внимательность и скорость реакции тоже обязательно пригодятся в жизни маленького человека.
Главное - не увлекаться чрезмерно и помнить, что в реальной жизни нет места перезагрузке, время не остановить, и жизнь сначала не прожить.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что компьютерные игры воздействуют на человека как положительно, так и отрицательно. Это всё, влияние на мышление, образ жизни человека. А с уроков информатики мы знаем, что существуют основные вредные факторы, действующих на человека за компьютером, а не за играми: сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения монитора; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка суставов кистей; стресс при потере информации.
Время, которое ребенок должен находиться за компьютером, распределяется следующим образом: подросткам в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет следует проводить у компьютера не более двух часов в день; детям в возрасте от семи до двенадцати лет – не более одного часа в день; детям в возрасте от пяти до семи лет – максимум полчаса в день.
По мнению специалистов, продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:5 лет – не более 7 минут;6 лет – 10 минут;7-9 лет – 15 минут;10-12 лет – 20 минут;13-14 лет – 25 минут;15-16 лет – 30 минут. Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

2.       Роль компьютерных игр в жизни школьников

Для выявления роли компьютерных игр в жизни учащихся мною было проведено анонимное анкетирование (Приложение 1). По этой причине можно считать все ответы достоверными. В анкетировании принимали участие 52 человека, это обучающиеся с 4 по 9 классы. Проанализировав ответы, я получил следующие результаты.
На вопрос «Играешь ли ты в компьютерные игры?» Все мальчики однозначно отвечали: «Да». 70% девочек ответили: «Нет»
Следующий вопрос: «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?»
Распространенный ответ: «Играю в компьютерные игры». Половина опрошенных (23человека) проводят за компьютерными играми от 2 до 3 часов.
Учащиеся нашей школы совсем не уделяют внимания обучающим играм. 40% учащихся играют в игры стратегического характера и «стрелялки». Учащиеся нашей школы совсем не уделяют внимания обучающим играм. Из той же анкеты я узнал, у 10% опрашиваемых родители не ограничивают их время за компьютером и 20% детей используют компьютерные игры, чтобы уйти от проблем или дурного настроения. Данные обработки можно представить в виде диаграмм.

Заключение

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач
Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако, самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно порезать палец. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том, как, кем и с какой целью они используются. Компьютерные игры, как и всё, что окружает нас, может быть и полезными, и вредными.
Анализирую результаты анкетирования, можно сказать о том, что моя гипотеза подтвердилась. Учащиеся нашей школы большое количество времени проводят, играя в компьютерные игры, тем самым принося вред своему здоровью не столько от игр, сколько от самого компьютера. Тех, у которых игра в день занимает более 4 часов в день, можно отнести к группе риска. Эти ребята рискуют попасть в полную зависимость от игры.
Проделав эту работу, изучив вопрос о влиянии компьютерных игр на жизнь школьников хотелось обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом дети сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, которое служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы. Если не Вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться со своими эмоциями?

Список используемой литературы

1.       Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000. №13
2.       Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.
3.       Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
4.       Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.
5.       Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.
Информационные ресурсы
1.        http://computermania.narod.ru/.
2.        http://www.freeadvice.ru/view_article.php?id=32

Приложение1

Анкета

1.       Ваш возраст, класс
2.       Играете ли вы в компьютерные игры?
а) да б) нет, почему
3.       Чем обычно занимаетесь в свободное время?
4.       Какое время в день вы играете?
а) менее 2 часов б) 3-4 часа в) более 4 часов
5.       В какие игры вы предпочитаете играть?
6.       Используете ли вы компьютерные игры, чтобы уйти от проблем или дурного настроения?
7.       Ограничивают ли родители время игры за компьютером:
а) да б) нет.
2018