Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Немченко И. А., Четверкина Е. П., Шаповалова А. А. Формирование коммуникативных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Не секрет, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживания, потому, что часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что свидетельствует об отсутствии толерантности в их взаимоотношениях. Дети плохо читают, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение.
Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут накладывать отпечаток на их будущее. Однако подготовить воспитанников к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность можно.
«Общение – это коммуникативное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Способность к общению включает в себя понятие «Коммуникативные навыки» М. И. Лисина.
Общение помогает ребёнку ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений: учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома.
«Формирование коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни» - считает М. И. Лисина. Для детей общение включает знание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовывать общение, знание норм и правил при общении.
В начале работы мы постаралась выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков в группах. Провели диагностику детей, которая показала, что дети имеют низкий уровень коммуникативных навыков общения.
В нашей работе мы опираемся на единство учебно-воспитательного процесса. Оно в наличии общей цели, взаимосвязей направлений и средств её реализации (обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, урочная и внеурочная подготовка, сотрудничество педагогов и воспитанников).
В качестве критериев выступают следующие виды деятельности: обучение, игра, общение с взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у воспитанника происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепринятых социальных ценностей.
Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу.
В детстве общение является, как известно, ведущей потребностью. Эту потребность ребенок может реализовать в игре. К сожалению чаще для современного ребёнка лучшим другом является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультиков или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь каждого человека, раскрашивает яркими красками сферу его ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю. Порой это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшим воспитанникам трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой воспитанник.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлен от других. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Мы пришли к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является развитие коммуникативных навыков. Необходимо помочь детям овладеть средствами коммуникации, уделять больше времени формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Нужно создать условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности. Совершенствовать умения понимать людей и общаться с ними. Развивать коммуникативные навыки в процессе жизнедеятельности.

Библиографический список

1.                       Казаринова Н. В. Межличностное общение/ Н.В. Казаринова. – М.: Просвещение – 2004.
2.                       Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/ Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития – 2001.
3.                       Чаркова Ф.В. Обучение общению/ Ф.В. Чаркова // Начальная школа. – 2008. –№6.
4.                       Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005. (Метод.биб-ка).
5.                       Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
2021