Актуальные вопросы начального общего образования

Кузьмина К.В. Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе

Библиографическое описание:
Кузьмина К.В. Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Читательская грамотность - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного восприятия и анализа текстов различных жанров и стилей. Это включает в себя умение читать с пониманием, выявлять основные идеи и мысли автора, анализировать содержание и структуру текста, оценивать его эстетические и информационные качества. Читательская грамотность также предполагает умение использовать различные стратегии чтения, развитие литературного вкуса и критического мышления. В широком смысле, читательская грамотность способствует формированию культуры чтения и понимания мира через тексты.

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе является одной из ключевых задач образовательного процесса. Чтение играет важную роль в жизни каждого человека, поэтому развитие навыков чтения с самого начала обучения имеет огромное значение для успешной учебы и личностного развития ребенка.

Одной из основных целей формирования читательской грамотности является не только научить детей читать, но и развить их понимание прочитанного, аналитические и критические способности, а также любовь к чтению. В начальной школе учителя сталкиваются с задачей не только обучить детей технике чтения, но и заинтересовать их литературой, разнообразными текстами и жанрами.

Процесс формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе должен быть систематичным и основан на использовании разнообразных методов и приемов. Важно создавать атмосферу чтения, где каждый ученик может найти что-то интересное и увлекательное для себя.

Одним из основных методов формирования читательской грамотности является чтение вслух учителем, обсуждение прочитанного, а также работа с текстом: анализ ключевых моментов, выделение главной мысли, определение основных персонажей и т.д. Важно также проводить работу по расширению словарного запаса, развитию навыков понимания текста и его интерпретации.

Кроме того, использование современных технологий, аудио- и видеоматериалов, интерактивных игр и заданий также способствует формированию читательской грамотности у детей. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для учеников.

Конспект урока по формированию читательской грамотности в начальной школе может выглядеть так:

Тема урока: "Знакомство с художественным произведением"

Цели урока:

1. Формирование интереса к чтению художественной литературы.

2. Развитие навыков анализа и восприятия текста.

3. Воспитание чувства эстетического восприятия.

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

2. Введение в тему урока: беседа о значимости чтения художественной литературы, о том, что такое художественное произведение.

3. Активизация предварительных знаний: обсуждение известных детских произведений, их авторов.

4. Чтение отрывка из художественного произведения (например, сказки, рассказа).

5. Обсуждение прочитанного: вопросы к тексту, выявление основной мысли, обсуждение главных героев.

6. Работа с текстом: анализ иллюстраций (если они есть), обсуждение их соответствия содержанию текста.

7. Творческое задание: написание продолжения сюжета, рисование иллюстрации к прочитанному отрывку.

8. Итоги урока: подведение итогов, обсуждение результатов творческой работы, выражение своих впечатлений.

Домашнее задание: прочитать дома заданный отрывок из художественного произведения и описать свои впечатления от прочитанного.

Методы: беседа, чтение, анализ текста, творческая работа.

Материалы: художественное произведение, иллюстрации к тексту, тетради для творческой работы.

Такой урок поможет детям понять, что чтение может быть увлекательным и интересным, а также разовьет их творческие способности.

Важным аспектом формирования читательской грамотности является также работа с родителями. Учитель может проводить родительские собрания, где будет давать рекомендации по выбору литературы для домашнего чтения, обсуждать методики чтения с детьми, а также поддерживать родительское внимание к развитию читательских навыков у детей.

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе – это сложный и многогранный процесс, требующий внимания со стороны учителей, родителей и образовательных организаций в целом. Он направлен на развитие у детей навыков чтения, понимания прочитанного и любви к книгам, что является важной составляющей их личностного роста и успешного обучения.

Список литературы:

1. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. Москва: Просвещение, 1994. 161 с.

2. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Методические рекомендации для читателя. Москва: Просвещение, 2003. С. 407.

3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. 116 с.

4. Адамович Е. А. Чтение в начальных классах. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. 263 с.

5. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. М.: Изд-во «ВЦХТ», 2005. 144 с.
2024