Кулибекова Н.Ю. Игровые технологии в начальной школе для обучающихся с задержкой психического развития (из опыта работы учителя английского языка)
Библиографическое описание:
Кулибекова Н.Ю. Игровые технологии в начальной школе для обучающихся с задержкой психического развития (из опыта работы учителя английского языка) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения. Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует психолого-педагогической коррекции.
Требования, предъявляемые к ребенку современной общеобразовательной школой таковы, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в их разрешении. Перед учителями школы, и, в частности, перед учителями иностранного языка стоит труднейший вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с ЗПР характерны неустойчивое внимание, слабая память, трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух, нечеткое восприятие речи, дефекты звукопроизношения и т.д. Способны ли они выучить иностранный язык в объеме общеобразовательной программы?
Работая в классах коррекции, мы приходим к выводу, что обучать иностранному языку в этих классах нужно при условии смещения акцента на общее развитие детей. Приоритетной должна быть задача развития мышления детей, памяти, речи, внимания, воображения и активизация всех познавательных процессов, чему способствует игра, как ведущий метод обучения в коррекционных классах.
Важную роль в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста, конечно же, играют игровые технологии. Виды игр, используемых мной на уроках, разнообразны: коррекционные, настольные, подвижные, пальчиковые, ролевые, лингвистические, а также игры – релаксации.
Не всякая игра, пусть самая живая и интересная, подходит для всех детей. Поэтому выбор нужной игры – одна из важных задач учителя. Выбирая игру, учитываю интересы и психофизические характеристики обучающихся. Спокойная игра подходит очень активным детям для снятия эмоционального возбуждения, а подвижная активизирует деятельность медлительных и неуверенных в себе детей.
При обучении счёту необходимо использовать различные считалки, непросто заучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока.
При работе с детьми младшего школьного возраста часто используются игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения словесного материала такая игра не что иное, как словесное упражнение, но превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, создаём эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению языка.
Учителям хорошо известны трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при овладении грамматическими аспектами языка. Расскажу на примере, как закрепляю спряжение глагола be в настоящем времени. Зачастую дети вообще забывают о роли этого глагола в английском предложении, так как проводят сопоставление с русским языком. Также они часто путают формы спряжения этого глагола. При повторении спряжения данного глагола, использую раздаточные картинки с подстановочными фигурками. Например, на альбомном листе рисуется озеро с кувшинками, на листьях кувшинок написаны личные местоимения («I» на одном листочке, «You» на другом и т.д.) Отдельно рисую и вырезаю из бумаги 3 лягушек: лягушку «Am», лягушку «Is» и «Are». Дети, работая в группе или паре, должны каждую лягушку посадить на свой листок, затем прочитать, что получилось. Детьми это упражнение воспринимается как забавная игра и помогает усвоить важный грамматический материал.
При отработке грамматических навыков на лица глаголов в настоящем времени рисуем детям домики, в которых живут личные местоимения, и к которым в гости приходят самые разные глаголы. Для облегчения усвоения этого материала сочиняем грамматическую сказку, в которой присутствуют сказочные персонажи и вместе с детьми инсценируем сказочную игру.
Поскольку основная память младших школьников двигательная, необходимо максимально использовать ситуации, требующие от детей выполнения каких-то движений. Для этого можно проводить различные подвижные игры: «Мухобойка», «Верный и неверный стул», игра в кругу «Cалат из слов», «Игра в команды», «Покажи цвет» и т.д.
Систематически важно использовать упражнения по тренировке движений пальцев рук, так как эти упражнения, кроме стимулирующего влияния на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Работе по развитию мелкой моторики необходимо уделять по 5–10 минут ежедневно. Для этой цели используются разнообразные приёмы:
1. пальчиковые игры;
2. выкладывание некоторых букв английского алфавита из спичек;
3. выкладывание слов из мелких букв разрезной азбуки;
4. массаж рук (проводится сначала на одной руке, затем на другой).
Пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. С их помощью можно не только хорошо отработать лексический материал, но и формировать воображение и языковое чутьё. Например, во 2-м классе при изучении темы «Знакомство», использую игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов.
Описание игры
Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, начинаем с мизинцев:
One, two. Who are you? (мизинцы «стучатся» друг к другу 3 раза)
Three, four. Who's at the door? (безымянные пальцы «стучатся» друг к другу 3 раза)
Five, six. My name is Fix. (то же движение 3 раза делают средние пальцы обеих рук)
Seven, eight. Sorry, I late. (то же движение 3 раза делают указательные пальцы)
Nine, ten. Say it again. (большие пальцы перекрещиваются. Один из них делает движение вправо – влево 3 раза, как будто здоровается)
Hello! (другой большой палец делает то же самое).
При помощи обыкновенной перчатки дети с родителями изготавливают свой кукольный театр. При изучении темы «Семья» дети с удовольствием используют данную пальчиковую игру, развивая свою речь и мелкую моторику руки. Также для данной работы подходят не очень длинные стихи.
В своей статье я постаралась отметить большие потенциальные возможности игровой технологи для обучающихся с задержкой психического развития. Благодаря играм активизируются познавательные процессы, они позволяют разнообразить виды учебной деятельности и делают процесс изучения языка более динамичным и интересным. Кроме того, они стабилизируют психоэмоциональное состояние младшего школьника, способствуют учебной мотивации и дальнейшему эффективному овладению иностранным языком.
Список литературы1. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранный язык в школе. - 2006. -№3
2. Пискарёва В.Ф. Обучение немецкому языку в классах коррекции. Иностранный язык в школе. - 2002. -№2
3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. Методическое пособие для учителя. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
4. М. С. Староверова Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.