Актуальные вопросы начального общего образования

Кеваева А.Ю., Сомова Р.В. Воспитание основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Кеваева А.Ю., Сомова Р.В. Воспитание основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин

Школой поставлена задача развития экологической культуры младших школьников и воспитателей человека будущего – всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность, при этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта, которое осуществляется на всех этапах обучения в школе, на каждом из которых определяется соответствующая цель, задачи, подбирается методика, учитываются возрастные особенности учащихся.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое происходит в условиях ее экологического осознания. Содержание образовательных программ позволяет сформировать у детей элементарные естественные и природоохранные представления и понятия, выработать отдельные природоохранные умения и навыки, раскрыть взаимосвязи между неживой и живой природой, природой и человеком. Уже в начальных классах дети должны понять, что человек – неотъемлемая составная часть природы, что именно он в своей деятельности влияет на окружающую среду и влияние ее может быть, как положительным, так и отрицательным.

В нашем образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Разработана и используется программа по внеурочной деятельности «Многоцветные кружева родного края» на базе Центра внешкольной работы (ЦВР) ведется кружок «Эко Лидер» по туризму и краеведению «Моя малая родина». Школа тесно взаимодействует с социальными партнёрами дополнительного образования и культуры: Межпоселенческий культурно-досуговый центр (МКДЦ), ЦВР, Краеведческий музей, Зоопарк «Птичья дача», Выставочный зал.

Экологические представления формируются у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Повышению уровня экологического образования школьников способствуют предметы: окружающий мир, русский язык (уроки развития речи), литературное чтение (разделы «О братьях наших меньших», «Люблю природу русскую», «Люби живое», «Природа и мы»), математика, технология (поделки из природного материала)

С целью экологического воспитания в начальной школе проводится неделя природоведения, где ребята участвуют в конкурсе рисунков, поделок, защите проектов, внеклассных мероприятиях. Овладение экологическими знаниями — важное звено в процессе обучения и воспитания детей.

Одним из самых эффективных методов экологического воспитания являются экологические игры. Игры и викторины на экологическую тематику стимулируют интерес учащихся к проблемам окружающей среды и придают урокам яркую эмоциональную окраску. Игр способствуют формированию заботливого, бережного отношения к природе.

Среди содержательных и организационных методов экологического воспитания младших школьников особое место занимает беседа и устные журналы.

Мозговой штурм — метод, который предусматривает коллективную работу, имеет общую направленность мышления, цель, подходы к решению определенных проблем.

Экологические экскурсии — один из методов изучения предмета экологии. Вместе с тем их можно рассматривать как урок в живой природе. Виртуальные экскурсии можно проводить в разных биогеоценозах: в лесу, парке, на лугах, у болот и озер. Объектами изучения при этом является растительный и животный мир, различные условия среды. Во время экскурсии учащиеся учатся наблюдать за объектами и явлениями, анализировать их, делать выводы и обобщения. В своей работе используем видеоматериалы, созданные педагогами кружка «Эко Лидер».

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования и правильного сочетания различных методов, форм и средств. Поэтому работа по формированию экологической грамотности продолжается и во внеурочной деятельности.

Важнейшей задачей внеурочной деятельности является развитие познавательного интереса к окружающему миру.

В работе по формированию экологического воспитания используются разнообразные формы и методы: экологическая эстафета, экологический турнир, конкурс рисунков, квн, различные акции, походы, экскурсии и др.

Экологические акции — одна из действенных форм экологического воспитания. Ребята школы с удовольствием участвуют в них.

Наша школа удостоилась кубка, участвуя в акции «Самый лучший школьный двор» (озеленение пришкольной территории). Ребята не только озеленяли, но и приводили в порядок территорию. Из собранного мусора создали арт-объект «Робот» и стали лауреатами 2 степени в номинации «Арт-объект» городской конкурсно- выставочной программы «Среда обитания. Эко-Арт».

Ежегодно наша школа организует сбор макулатуры, а в этом году учащиеся начальных классов приняли активное участие во Всероссийском проекте «Экотренд». Вашему вниманию представляем видеоролик, который был создан в результате этого проекта.

С интересом обучающиеся участвуют в акции «Помоги птицам зимой» (изготавливают и развешивают кормушки).

На базе краеведческого музея г. Сызрани проводятся экскурсии и тематические занятия естественно-научной направленности

- «День охраны окружающей среды»;

- «Тайна малахитовой шкатулки» (по музейной коллекции минералов);

- «На дне древнего моря» (палеонтологические находки нашего края);

- «Дикие и Домашние животные»; (развлекательно-познавательное представление)

- «Путешествие на планету насекомых»; (развлекательно-познавательное представление);

С особым интересом младшие школьники посещают зоопарк «Птичья дача», участвуют и занимают призовые места в конкурсах различных уровней экологической направленности «Мой младший брат заботе рад», «Зелёная планета», «Моё любимое животное», «Наш дом –планета Земля», «Голоса юных», в конкурсе исследовательских проектов «Старт».

На базе МКДЦ пос. Варламово проводятся мероприятия: литературная гостиная «Мы друзья природы», игра «Выборы президента леса», праздники «День Земли», «День птиц».

Одной из форм экологического воспитания, направленного на познание природы и понимание ее законов, являются эколого-туристические походы. Во время похода создаются благоприятные условия для учащихся, которые стремятся лучше узнать родной край, изучить его богатства, понять красоту природы. Так, например, обучающиеся школы побывали в селе Смолькино и поселке Передовом. Для обучающихся были организованы познавательно- экологические игры «Тайна лесной тропинки» и «По тропе Берендея».

Таким образом, духовно-нравственное и экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Сухомлинский В.А. в книге «Сердце отдаю детям» подчеркивал, что процесс познания окружающей действительности является незаменимым эмоциональным стимулом мысли.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев

«Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно» Н.Сладков

Библиографический список

1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск «Аскар»1996. - 126 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — 8-е изд. — К.: Рад. школа, 1984. — 288 с. 3. Черкашин М.Д., Каменский Е.Г. Общество риска и ответственность науки: экзистенциальный аспект // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. — 2011. — № 2 (97). Выпуск 15. — С. 25–3

3. Сихимбаева С.М., Рысбаева Г.А., Баймаханбетова М.А., Жияшева Ж.Ш. Экологическое воспитание детей в начальных классах // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 41-45
2023