Актуальные вопросы начального общего образования

Ибатова Д.Ф. Оптимизация преподавания в школе теоретического материала по русскому языку (на примере изучения морфологии)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Высокий уровень образованности, овладение духовными ценностями современности невозможно рассматривать без знания русского языка – одного из самых развитых языков мира и языка межнационального общения народов России. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые включают в себя умения владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; выразительно излагать свою точку зрения; соблюдать нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Особенности языка и речевой деятельности в качестве объектов преподавания и усвоения обусловливают необходимость коммуникативного обучения учащихся общеобразовательных учреждений русскому языку (формирования навыков владения лексикой, грамматикой, навыков письменной речи) на основе знаний теории языка.
Ориентация Федерального государственного образовательного стандарта на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и поиск нового подхода к системе традиционных средств и методов обучения. В школьном курсе русского языка одной из актуальных проблем стал вопрос о выборе оптимальных методов и средств преподавания соответствующего теоретического материала. Этот вопрос возник из потребности совершенствования практики преподавания теоретического материала по русскому языку, которое затруднено большим объемом предлагаемого теоретического материала, общими целевыми установками, отсутствием системы приемов и средств изучения теории языка, недостаточным использованием интегративных педагогических и лингвометодических технологий.
Решение данной проблемы видится в оптимизации обучения в целом и изучения теории русистики в частности. Необходимость такой оптимизации обусловливается увеличением программного материала, которым должны овладеть обучающиеся образовательных учреждений при сохранении отведенного на данное обучение времени.
Понятие оптимизации раскрыто во многих трудах ученых-исследователей, педагогов высшей школы, таких, как Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников, И.И. Дьяченко, Т.А. Ильина, Н.М. Борытко и др.
В толковом словаре С.И. Ожегова и Т.Ю. Шведовой [Ожегов 2004: 457] и в современном толковом словаре русского языка [Скляревская 2008: 462] «оптимизация» (от лат. optimum - лучший) определяется как «процесс выбора наилучшего варианта из возможных; процесс приведения системы в наилучшее оптимальное состояние» [Скляревская 2008: 462].
По мнению Ю.К. Бабанского, термин «оптимальный» содержит в себе понятие наилучшего для конкретных условий реализации. Но, тем не менее, он не соотносится с термином «идеальный» [2]. «Наилучший вариант» в данном конкретном случае может проявиться противоположно в другом случае.
Оптимизация преподавания русского языка, в частности теоретического материала, предполагает выбор эффективных методов и приемов работы. В современных учебно-методических комплексах по русскому языку теоретический материал предлагается в основном в виде правил; информации, выделенной специальными условными обозначениями; периодически встречающихся таблиц и схем, которые способствуют запоминанию необходимых сведений.
Оптимизация методов является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения; она предусматривает осознанный выбор методов, такое их сочетание и соотношение на уроке, которое позволило бы получить наилучшие для данных условий (особенности содержания урока, специфики класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведенное или необходимое минимальное время.
В традиционной педагогике принято выделять такие методы, как словесные, наглядные и практические.
На уроках изучения теоретического материала с целью обобщения знаний наиболее оптимальным и эффективным является использование системы наглядных методов обучения, к которым относятся таблицы, схемы, опорные конспекты, алгоритмы и др.
Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически не ограниченное во времени экспонирование языкового (речевого) материала. Использование таблиц на уроках изучения теоретического материала способствует группировке, систематизации материала, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения (например, категория рода имен существительных и имен прилагательных), облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.
Работа со схемой формирует умение выделять основное в изучаемом материале, содействует развитию логического мышления школьников, способствует развитию умения в точном лингвистическом факте заметить языковую закономерность. Схемы, например, целесообразно применять при изучении орфографических тем в контексте раздела морфологии.
При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. Опорные конспекты возможно использовать при закреплении и обобщении изученного. Например, опорные конспекты морфологии местоимения, помимо основных семантических, морфологических и синтаксических признаков этой части речи, могут включать особенности склонения некоторых разрядов: личных, отрицательных и т. п. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
На уроках русского языка целесообразно использовать метод алгоритма. Методика работы с обобщающими алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний и обобщенных способов деятельности, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Необходимо отметить, что на методе алгоритма основан и морфологический разбор частей речи.
В настоящее время получило распространение использование электронных пособий на уроках, в том числе и русского языка, – это электронные уроки по русскому языку, являющие собой теоретический материал, который изложен в форме таблиц и анимаций, дополнен тренажерами и тестами. В настоящее время широко используются учебные пособия «Страна Лингвиния», «1С: Морфология. Орфография», в которых презентации курсов сопровождаются тестовыми заданиями.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация подразумевает ориентацию образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Использование метода проектов – один из наиболее адекватных способов решения этих задач. Базой для реализации проектной деятельности являются сформированные в ходе обучения навыки исследовательского поведения. Целью конкретного проекта становится получение знаний не в готовом, предъявляемом учителем виде, а в активном поиске и самостоятельном усвоении знаний при направляющей роли педагога; формирование личностно значимых качеств и новообразований, освоение различных социальных ролей. Целью применения метода проектов в учебной деятельности является формирование поисковой компетенции учащихся при решении жизненных задач.
При изучении раздела «Морфология» обучающимся можно предложить выполнение таких проектов, как «Типичные ошибки употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа», «Путешествие слова из одной части речи в другую», «Путешествие слова из одного языка в другой» (с анализом изменений, произошедших в них с частеречной позиции), «Речь школьников» (с точки зрения употребления форм слов определенной тематической группы), «Наши ошибки», «Словотворчество», а также межпредметные проекты типа «Использование глаголов неопределенной формы в лирических произведениях А.С. Пушкина».
В литературе, ориентированной на формирование интереса к урокам русского языка, большое внимание уделяется лингвистическим сказкам. Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование удивительного мира – мира русского языка, в котором слово или его части, языковые (речевые) явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые (речевые) проблемы.
Возможны различные способы применения лингвистической сказки на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала при изучении теоретического материала (по морфологии, орфографии, пунктуации и т. д.); обращение к лингвистической сказке как средству, помогающему организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; продуцирование детьми лингвистических сказок при изучении той или иной темы, что также способствует расширению словарного запаса учащихся, развитию познавательной активности.
Таким образом, в результате использования таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов, специальных электронных пособий, реализации метода проектов, сочинения собственных и / или анализа лингвистических сказок, сочиненных другими, при изучении и повторении теоретического материала по русскому языку происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу; обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения.
Языковое и речевое развитие ученика осуществляется в процессе соответствующей учебной деятельности и является результатом целенаправленного и планомерного обучения русскому языку. Хорошее усвоение теоретического материала на уроке русского языка – это та основа, на которой будет создаваться прочная система лингвистических знаний учащихся и умений пользоваться этими знаниями на практике.
Качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Однако сам по себе правильный выбор метода еще не решает полностью этой проблемы. Очень важно и то, как будет применен метод (или прием) обучения, что он даст учащимся с точки зрения развития их познавательной активности в области русистики, самостоятельности в процессе освоения русского языка.

Библиографический список

1. Ларионова Л.Г. Формирование умений и навыков на теоретической основе // Русский язык в школе. – 2006. – № 1. – С. 10–16.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 4-е изд., дораб. – М.: А ТЕМП, 2004. – 944 с.
3. Приложение «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html [Электронный ресурс].
4. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Bookmate, 2008. – 800 с.
Конт.тел. 89174987751
diana-ibatova@mail.ru
2018