Зернюкова И.В. Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда?"
Библиографическое описание: Зернюкова И.В. Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда?" // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Цель: Обогащение и активизация словаря. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы.
2. Закреплять знания детей о Кубани, о ее историческом прошлом.
3. Обогащать словарь детей новыми словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок.
Развивающие:
1. Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2. Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
3. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, гордость за свой край.
2. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручка, умение работать в коллективе.
3. Продолжать приобщать детей к народным традициям. Воспитывать нравственные качества: гостеприимство, доброту, взаимопомощь, и др.
Оборудование:
Демонстрационный материал: оформление музыкального зала; стол для участников игры, ведущих и жюри; игровой стол-круг, разделенный на 7 секторов с сектором «черный ящик» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах; чёрный ящик, знак музыкальной паузы - скрипичный ключ. Музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз.
Ход игры.
Дети входят в музыкальный зал, где уголок хаты оформлен в казачьем стиле.
Педагог: Ребята посмотрите, кого вы видите?
Дети. Казака и казачку.
Педагог: Правильно, живут на нашей земле замечательные люди, которые заселили эти земли давно, и называли их – казаками. Мы с вами ходили в краеведческий музей где знакомились с прошлым казачества, читали книги, рассматривали иллюстрации и сегодня в нашей игре, у вас есть возможность показать свои знания.
Педагог: Сегодня в нашей игре, у вас есть возможность показать какие вы умные и всезнающие. Вы команда «знатоков», против вас играет команда зрителей». Мы начинаем интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
I. Звучит музыка из «Что? Где? Когда?».
Ведущий: представляет капитана команды (участники садятся вокруг стола).
Ведущий:
А сейчас, я познакомлю вас с правилами игры.
Уважаемые знатоки, перед вами игровой стол. В середине стола стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. Каждый участник будет по очереди вращать волчок, на какой конверт укажет стрелка, тот конверт мы вскрываем и читаем для вас вопрос, который прислали зрители. Выслушав вопрос, команда может ответить сразу, позвонив в колокольчик, тем самым, оповестив нас, что ответ готов, или взять 1 минуту на размышление. Ваша команда должна ответить на все вопросы, которые находятся в конвертах. Кроме того, в конвертах находятся Блиц - вопросы, на которыеучастники должны ответить быстро, не раздумывая, за каждый правильный ответ знатокам дается одно очко; черный ящик; музыкальнаяпауза. Если команда не отвечает на какой-нибудь вопрос, то вопрос переходит к зрителям. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
Педагог: И так начинаем игру
Первый раунд.
Звучит гонг
Капитан команды крутит волчок, играет музыка.
Конверт № 1 блиц-вопросы.
Из истории Кубани.
1. Кто подарил кубанскую землю казакам? (императрица Екатерина II)
2. Как назвали казаки город, который они построили на берегу реки Кубани? (Екатеринодар)
3. В каком городе жила императрица Екатерина II? (Петербург)
4. Главное занятие казаков? (земледелие)
5. Чем еще занимались казаки? (животноводством)
6. Как назывался дом казака? (хата)
7. Что было в хате? (какая мебель?) (стол, сундук, лавка, топчан, кровать).
8. Какую посуду использовала хозяйка для приготовления борща и каши. (чугунок)
9. В чем хозяйка хранила молоко и сметану? (в глечике (глиняная крынка) )
10. В какой посуде замешивала тесто? (в макитре- широкий глиняный горшок)
Педагог: Я предлагаю потрудиться и расписать рушник с помощью трафарета. (дети садятся за столы и выполняют работу).
Педагог: Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет: ______
Педагог: Молодцы ребята. Я предлагаю немного отдохнуть, поднимает скрипичный ключ, музыкальная пауза (в этот момент звучит музыка). У нас в гостях музыкальная группа с казачьим танцем: (по выбору муз. руководителя)
А мы продолжаем дальше.
Третий раунд.
Звучит гонг
Крутится волчок, играет музыка.
Конверт № 3.
Добавь словечко.
Педагог: Я буду начинать пословицу про казаков, а вы заканчиваете.
Терпи казак, … (атаманом будешь).
Без атамана казак … (сирота).
Не всем казакам в атаманах … (быть).
Атамана из плохого казака … (не получится).
Казаков мало … (не бывает).
Казак молчит, а все … (знает).
Казак голоден, а конь его … (сыт).
Казак и в беде … (не плачет).
Житье собачье, зато слова … (казачья).
Казак без коня – что солдат … (без ружья).
Педагог:. Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет: ______
Крутится волчок, играет музыка.
Педагог: Внимание знатоки! у вас выпал сектор «черный ящик». Вы должны узнать, что за предмет находится в черном ящике.
Педагог: Этот предмет есть в каждой семье, им пользуются во время еды, по размеру бывает большим и маленьким. Может быть сделан из металла, из дерева, можно использовать в качестве музыкального инструмента. (ложка).
Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет: ______
Четвертый раунд.
Звучит гонг
Крутится волчок, играет музыка.
Конверт № 4.
Педагог: Назовите предметы и расскажите, как их использовали казачки в повседневной жизни.
Картинки: (можно использовать мультимедийное оборудование)
Кочерга, ухват, грабли, вилы, коромысло, серп.
Отвечать будет:
Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет: _______
Пятый раунд.
Звучит гонг
Крутится волчок, играет музыка.
Конверт № 5
Педагог: Назовите противоположные слова:
высокая –низкая
длинная - короткая
глубокая – мелкая
тяжелый – легкий
веселый – грустный
густая –жидкая
старый – молодой
большой – маленький
Назови ласково:
Рубаха – Шапка –
Венок – Серп -
Юбка – Грабли –
Передник – Кочерга –
Пояс –
Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет:_________
Шестой раунд
Звучит гонг
Крутится волок, играет музыка.
Конверт № 6.
Выложите одежду: платье и юбку из геометрических фигур.
Работают парами.
Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет: ________________
Ведущий поднимает скрипичный ключ. Музыкальная пауза.
У нас в гостях музыкальная группа с песней: (по выбору муз. руководителя)
Седьмой раунд.
Звучит гонг
Крутится волок, играет музыка.
Конверт №7
Педагог: Как называется край, в котором вы живете?
Картинки диких животных, которые водятся в лесах нашего края. Назвать лишнее животное, которое не водится в наших краях.
Лиса Ежик
Волк Белый медведь
Медведь Заяц
Очко зарабатывает команда знатоков.
Счет:__________
Педагог: Уважаемые знатоки, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы. Наша игра подходит к концу. Какой вопрос для вас был самым интересным?
Ведущий объявляет победителей под музыку.
Счет: ________ в пользу знатоков. Ведущий поздравляет и вручает удостоверение юного знатока.
Библиографический список
1. Т.А. Трифонова Дошкольникам о Кубани: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций –Краснодар: Перспективы образования, 2017. – 104 с.
2. О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: Метод. Пособие в 2 ч. Ч 1, 2 –М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
3. А.Г. Васнева Знай и люби свой край учебно-методическое пособие – Краснодар: 2006. 121с.