Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Мухамеджанова Т.С. Конспект занятия по речевому развитию в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи и тяжелым нарушением речи 5–7 лет «Путешествие по сказке К. И. Чуковского «Муха-цо

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

Цель: закрепление представлений детей о насекомых через разные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с творчеством К.И Чуковского. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым, друг к другу.
Оборудование: картина с изображением спрятавшихся насекомых, подсказка со стихами, выставка книг К.И. Чуковского, изображение чаепития у Мухи-цокотухи, викторина по сказке, кристаллы для команд, угадавших вопросы, музыкальное сопровождение, раскраски.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка, дети играют на ковре.
Музыка меняется на плясовую, воспитатель предлагает детям узнать, что же случилось, почему такая веселая музыка.
Дети рассаживаются на стульчики, перед ними картина с изображением спрятавшихся насекомых.
Воспитатель: Ой, ребята, мы, наверное, очень шумели, все, кто веселился – спрятался. Давайте попробуем их найти? (Дети называют спрятавшихся насекомых).
Воспитатель: молодцы, всех нашли, а теперь ответьте, как одним словом можно их назвать? (насекомые)
Воспитатель: Ребята, вспомните сказки, в которых встречаются насекомые? (Тараканище, Путаница, Муха Цокотуха, Под грибком и другие)
Воспитатель: Как же нам узнать, из какой сказки были герои, которые веселились. Ой, посмотрите, тут какое-то письмо, (воспитатель делает вид, что читает). Ничего не понимаю… Мне кажется от испуга насекомые всё перепутали. Послушайте, может вам удастся разгадать загадку?
Котик – мурлыка,
Серенький хвостик,
Котик по лесу пошел,
Котик денежку нашел,
Пошел котик на базар
И купил там самовар… а, нет, пирожок.
(Дети говорят, что в стихотворении должна быть муха-цокотуха, вспоминают произведение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)
Воспитатель: Вы, конечно же правы, это герои сказки Муха-Цокотуха веселились. А кто написал «Муху-Цокотуху»? (К. Чуковский). Давайте подойдем к нашей книжной выставке и найдем эту книгу, может, тогда насекомые нас перестанут бояться и покажутся. (Дети подходят к выставке книг К.И. Чуковского. Рассматривают книжную выставку, находят книгу «Муха-Цокотуха» и кладут ее на стол. Каждый ребенок высказывает свою мысль о том, как по иллюстрации можно найти знакомую сказку)
Проводится психогимнастика «Эмоции»
-когда муха нашла денежку, что она почувствовала?
-покажите муху в момент, когда приглашала гостей
-покажите эмоции мухи, когда ее схватил паук, покажите эмоции паука
Воспитатель: Ой, ребята, вы так хорошо показали злого паука, что насекомые снова попрятались. Давайте их поищем? Вон они, наверное, на столах.
(дети проходят за столы, на которых разложены разрезанные картинки. Дети собирают картинки, называют что нарисовано. Пока дети собирают картинки, на мольберте открывается изображение чаепития у Мухи-цокотухи)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы нашли героев сказки, и насекомые перестали нас бояться.
Воспитатель: а сейчас мы проведем викторину по сказке. Вы разделились на две команды. Подумайте, как вы назовете свою команду. Дети выбирают название команды) Название выбрано, теперь начнем викторину. Я задаю вопросы по очереди сначала одной команде, потом другой. За правильный ответ буду давать кристалл.
Слушайте внимательно вопросы:
1. Что нашла Муха-цокотуха, когда шла по полю?
а) конфету
б) монету
в) ягоду
2. Что она купила на базаре?
а) чашки
б) пряники
в) самовар
3. Из какой посуды пили чай тараканы?
а) из чайника
б) из стаканов
в) из самовара
4. Кто принес Мухе сапожки?
а) тараканы
б) блошки
в) кузнечик
5. Какие были застежки на сапожках?
а) золотые
б) серебряные
в) железные
6. Что принесла в подарок бабушка Пчела?
а) печенье
б) мед
в) компот
7. Как звали злодея, который хотел погубить Муху?
а) Червячок
б) Паучок
в) Сверчок
8. Что сделали гости, когда злой Паук схватил Муху?
а) продолжили веселиться
б) бросились ее спасать
в) испугались и разбежались
9. Кто спас Муху от злодея?
а) Муравей
б) Комарик
в) Светлячок
10. Когда Комарик освободил Муху, он сказал, что...
а) ему пора лететь домой
б) что он хочет жениться на Мухе
в) что он очень устал
Воспитатель: Мы разгадали все задания, вспомнили сказку, а теперь давайте посчитаем, сколько у вас кристаллов получилось? (дети считают кристаллы) Молодцы! За вашу помощь Муха дарит вам раскраски. Давайте ее поздравим с днем рождения.
(Динамическая пауза под музыку, свободные движения)
Воспитатель: незаметно мы вернулись в группу. Давайте вспомним, где же мы были? В какие игры играли? В какой сказке побывали? О чем сможете рассказать дома? Какое задание было само трудное? Какое задание больше всего понравилось?
2018