Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Кухтенкова Н. В. Родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка»

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершен­но не случайно. Еще 25-30 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоя­щее время он стал доступен каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое ува­жающее себя предприятие внедряет современные компьютерные технологии в произ­водственный процесс.
Пришел компьютер и в жизнь современного школьника. В школе компьютер используется не только на уроках информатики, но и на внеклассных занятиях и занятиях кружков.
Самое частое заблуждение – «от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка». Да в некоторых семьях компьютер используется как печатная машинка, как средство просмотра фильмов или для игр. Но всё это в нашей власти. Мы должны помочь нашим детям в освоении компьютерных программ, а для этого надо уметь работать на компьютере и самим. Возможности использования компьютера огромны. Но сначала поговорим о том, насколько вреден компьютер при неправильной организации работы на нем.
При опросе учащихся часто выясняется, что они затрачивают около 2-3 часов на работу за компьютером.
Длительность работы с компьютером (по Н.Т. Лебедевой):
5 класс – 15 минут (1 раз в день),
6-7 классы – 20 минут (1 раз в день),
8-9 классы – 25 минут (2 раза в день),
10-11 классы - 25 минут, при сдвоенных уроках 30 и 15 (2 раза в день).
При невыполнении рекомендаций врачей можно значительно навредить своему здоровью, особенно это касается детей, их неокрепший организм подвержен вредным воздействием значительно больше, чем организм взрослого человека.
Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и наоборот, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз: чувство жжения, «песка», покраснения век, боли при движении глаз. После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум, упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.
Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен:
·          Для позвоночника (для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины);
·          Для органов дыхания (вредна пыль, которая скапливается и от которой не так-то легко избавиться);
·          Появлением синдрома запястного канала (жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва, болезненность и онемение запястья, ладони и пальцев, неловкость и слабость пораженной ладони);
·          Возможны стрессы и нервные расстройства, источниками которых могут быть разные ситуации (наверное, нет такого человека, у которого никогда бы не «зависал» компьютер, не терялась несохраненная информация, не было проблем с программами…).
Несколько советов:
Правило первое: выбираем «правильный» монитор
От правильного выбора монитора, которым будет пользоваться школьник, зависит в первую очередь здоровье, удобство и комфорт в работе. Нужно выбирать современные жидкокристаллические мониторы, они имеют более четкое изображение по сравнению с мониторами на основе электронно-лучевой трубки, на них не бывает бликов и светоотражения.
Правило второе: выбираем правильное место для компьютера и монитора
Неправильная установка монитора ведет к многократному увеличению нагрузки на зрение.
·                   При установке монитора учитываем, что электромагнитное излучение современных мониторов сконцентрировано в области позади экрана. Монитор должен располагаться вдоль стены или в углу, так, чтобы тыльная часть не была направлена во внутреннее пространство комнаты.
·                   Ни в коем случае не устанавливайте монитор так, чтобы его задняя часть была обращена внутрь жилой комнаты. Монитор должен быть установлен так, чтобы не отражать посторонний свет.
·                   Оптимальное расстояние от глаз до экрана монитора должно быть 60-70 см. (вы едва должны доставать до экрана, вытянув вперед руку), экран должен находиться ниже уровня зрачков. Добиться этого легко, пользуясь стулом с регулируемым уровнем сидения.
·                   Центр экрана монитора должен находиться примерно на уровне глаз занимающегося.
·                   Монитор должен быть расположен напротив клавиатуры (категорически не рекомендуется размещать монитор и клавиатуру наискосок).
·                   Монитор должен смотреть прямо на вас, нижний его край должен быть чуть ближе к вам, чем верхний.
·                   Освещение должно располагаться таким образом, чтобы смягчать блики на экране (желательно, чтобы бликов вообще не было). То есть, экран монитора не должен отражать посторонний свет. Оптимальный вариант – располагать монитор перпендикулярно к источнику света.
·                   Монитор компьютера во время работы не нужно ничем накрывать – он может перегреться.
Правило третье: выбираем «правильную» посадку у монитора
·          Сядьте прямо. Правильная посадка – залог здоровья.
·          Спину нужно держать прямо, ни в коем случае не вполоборота.
·          Ноги не скрещивайте, обе подошвы поставьте на пол.
·          Руки выпрямите больше, чем наполовину (угол в локте не должен быть менее 90%).
·          Расслабьте корпус и ноги.
·          Расслабьте плечи.
·          Руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью).
·          Расслабьте пальцы.
·          Клавиатуру поместите ниже локтей или на их уровне.
·          Голову держите прямо или с небольшим наклоном вперед.
·          Сидите ровно и удобно.
Правило пятое: выполняем правила безопасной работы на компьютере
·          Используйте розетку с заземлением;
·          Системному блоку необходимо достаточно проветриваемое место;
·          Выключайте компьютер только тогда, когда в нем точно нет необходимости. Если через полчаса компьютер понадобиться вам снова, пусть лучше он работает все это время;
·          Для здоровья своего и компьютера – один день в неделю – «День без компьютера».
Совет: снимать компьютерную усталость … руками. Поставьте локти на стол, потрите одну ладонь о другую, чтобы согреть их. Опустите веки и прикройте глаза ладонями на несколько минут. Тепло и темнота – идеальные условия для расслабления и отдыха глазных мышц. Обязательно нужно делать упражнения на группу мышц опорно-двигательного аппарата.
Теперь немного о компьютерных играх. Часто нервные расстройства, возникающие у ребёнка, связаны и с компьютерными играми. Чтобы узнать, во что играет ребёнок, достаточно взглянуть на обложки игр. Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:
·           игры типа «убей их всех»,
·           игры – приключения,
·           игры стратегические, в которых требуется принимать решения,
·           развивающие игры,
·           обучающие игры,
·           игры диагностические,
·           графические, связанные с рисованием, конструированием.
Необходимо с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных игр: не увлекаться «пугалками» и «стрелялками», т.к. они – «провокаторы» агрессивного поведения ребёнка. Во-первых, они не требуют от детей проявления терпения и силы воли, необходимых для серьёзных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими компьютерными играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связно рассказать о своей любимой игре, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.
Во-вторых, подобные игры отчуждают ребёнка от живой природы, от сверстников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой?
И третья, может быть, самая главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.
А наши дети играют в гонки, стратегии, стрелялки, социальные стратегии. Мало развивающих игр.
Возможности использования ПК
Плюсы:
- вызывает положительный интерес к технике;
- развивает творческие способности;
- полностью захватывает сознание ребенка;
- устраняет страх перед техникой;
- формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
- развивает воображение, моделируя будущее;
- воспитывает внимательность, сосредоточенность;
- помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
- тренирует память, внимание;
- развивает быстроту действий и реакции;
- воспитывает целеустремленность.
Минусы
- отрицательное влияние на физическое развитие;
- повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
- содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
- обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
- способствует развитию гиподинамии;
- снижает интеллектуальную активность;
- ухудшает зрение.
Компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности:
·          Подготавливать домашние задания, рефераты, таблицы, схемы, интерактивно познавать окружающий мир;
·          Просматривать энциклопедии на дисках или в Интернете;
·          Пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу;
·          Готовиться к экзаменам: превратить компьютер в «репетитор», делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее;
·          Использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзьями, проходить on-line тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.
Памятка для родителей
1.                 Для того чтобы родители могли контролировать использование
ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться;
2.                 Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
3.                 Через каждые 20—30 минут работы на компьютере необходимо де­лать перерыв;
4.                 Старшеклассник не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;
5.                 Родители должны контролировать ребенка в вопросах использования ком­пьютерных игр, чтобы они не причинили вреда детс­кому здоровью и психике;
6.                 Если ребенок использует компьютер безответственно, необходи­мо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разре­шения родителей.
Компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения (на чужом языке!) со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе. Ничто не может заменить человеческого общения, а компьютер в семейном воспитании может стать помощником, тем средством, которое вас, товарищи родители, может сблизить с детьми. Не теряйте времени! Не владеете компьютером – пусть дети вас научат, разбираетесь хорошо – помогите своим детям! Много интересных, увлекательных и прежде всего совместных занятий можно проводить вместе со своими детьми: обработка фотографий, сделанных для семейного альбома; монтаж видеофайлов и др. Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей. Не следует забывать о том, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм). И наша задача – сделать компьютер помощником ребёнка!

Библиографический список

1.        Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. № 3, 2004.
2.        Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. К., 2004.
3.        Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.


2021