НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дерунова Е.А., Сяина Я.Б. Проект «Любимые сказки в развивающих играх. Учимся играя»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…» К.Д.Ушинский
Паспорт проекта:
по доминирующему методу – творческий, игровой, развивающий;
по характеру участия – ребенок-участник;
по продолжительности – долгосрочный;
по предметному обучению – развивающий, речевой, познавательный, конструктивный, логический;
по характеру охвата – фронтальный;
по характеру контактов – контакт между педагогами детского сада и родителями.
Цель проекта - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя».
Актуальность проекта:
Воспитание современного ребенка и его познавательных и творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – умные, успешные, самостоятельные, самодостаточные, стремящиеся к успеху, развитию.
Работа воспитателей построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направленного на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве. Важнейший дидактический принцип – развивающее обучение и правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.Давыдов).
Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей в детстве.
Сказки. Почему именно они?
Сказки – это первые представления малыша об окружающем мире, о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность развивать у ребенка образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе.
Развивающие игры Воскобовича. Почему именно они актуальны в детском развитии?
- Широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе;
- многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач;
- вариативность игровых задач и упражнений;
- творческий потенциал каждой игры – они интересны в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Эффективное развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, мышления, речи и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных способностей детей происходит в играх.
Оригами. Почему именно такая деятельность детей?
Оригами - «сложенная бумага». В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, углы прямые и острые – а это уже геометрические знания. Работа по оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи, конструктивных способностей, развитие мелкой моторики рук - поэтому является частью познавательного развития.
Задачи проекта:
- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в детском саду: игровой, умственной, речевой, коммуникативной, художественно-творческой, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной;
- вовлекать детей в совместные виды деятельности, вырабатывать учебные навыки: выполнять игровые действия по заданию воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя;
- развитие умений сравнивать, классифицировать, обобщать, называть геометрические фигуры по форме, величине, цвету;
- составлять различные предметы из нескольких частей по схеме, предложенной воспитателем и придуманной самими детьми;
- развитие мелкой моторики, выполнение точных движений пальцами ведущей руки;
- развитие связной речи, творческих и познавательных способностей, самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение подражать героям сказок, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, согласовывать свои действия с остальными детьми при проведении театрализованных игр, игр-драматизаций.
Принципы:
- принцип деятельности (ребенок находится в процессе открытия новых знаний);
- принцип креативности (педагог поощряет активность детей);
- принцип непрерывности (процесс продолжается во время вечерних занятий с воспитателем);
- принцип последовательности, доступности, систематичности.
Методы и приёмы работы:
- информативно-рецептивный метод: рассматривание, наблюдения, использование ТСО и дидактических пособий, демонстрация наглядных средств, образец и показ воспитателя;
- словесный: беседы, рассказ, объяснения и инструкция воспитателя, работа с книгой, развитие наглядно-образного мышления;
- репродуктивный: повторение способов действия, направлен на закрепление знаний и навыков детей, упражнений, чтобы навыки доходили до автоматизма (выполнение формообразующих движений рукой), способ алгоритмизации;
- эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание;
- исследовательский: направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии и творчества, когда ребенок самостоятельно выполняет всю работу;
- практический: связан с применением знаний в практической деятельности, опыты, экспериментирование, лабораторные занятия;
- игровые: дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, подвижные игры; эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия.
Педагогический прогноз:
Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на её основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета, способствует получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.
Отсроченный результат: успешность воспитанников детского сада в дальнейшем обучении в начальной школе.
Технология реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках развития.
Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятиях.
Выполнение заданий в вечернее время.
Игротека для домашних занятий детей с родителями.
Проведение консультаций для родителей, заинтересованных в успешном воспитании, развитии и обучении их детей.
Посещение родителями открытых мероприятий.
Продукт проекта:
Конкурс поделок работ вместе с родителями «Моя любимая сказка».
Изготовление альбома с придуманными детьми сказками, нарисованными с применением развивающих игр.
Игры-драматизации русских народных сказок.
Индивидуальные и коллективные работы по разным видам деятельности детей.
Виды деятельности:
Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры.
Нравственное воспитание – беседы о сказках, героях – хороших и плохих, сравнение героев похожих сказок, о добре и зле, помощи и дружбе, взаимопомощи и взаимопонимания.
Чтение художественной литературы – чтение народных сказок, пословицы, поговорки и загадки, заучивание стихов о героях сказок.
Умственное воспитание – развитие речи и формирование элементарных математических представлений, развивающие и дидактические игры, конструктивная деятельность.
Художественно-эстетическое воспитание – все виды работ по изобразительному творчеству, знакомство с различными видами искусства, картинами известных художников.
Досуг – конкурсы рисунков, поделок, музыкальные игры, игры-драматизации.
Совместная деятельность детей и родителей – конкурсы поделок, задания для домашнего выполнения, игротека дома.
Этапы реализации проекта:
1.       Подготовительный этап:
- планирование проекта, изучение методической литературы;
- подбор художественной литературы, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- подбор подвижных, дидактических и развивающих, сюжетно-ролевых игр;
- изготовление и подбор карточек, пооперационных карт, мнемотаблиц, иллюстративно-демонстрационного материала;
- знакомство с текстами сказок, показ настольного театра, театра би-ба-бо, театра на фланелеграфе; просмотр фильмов, мультфильмов по мотивам знакомых сказок;
- рассматривание иллюстраций книг-сказок разных художников;
- информация для родителей «Учимся вместе с нами», «Учимся, играя», «Развивающие игры», «Расскажи сказку».
2. Деятельный этап:
- речевое развитие: словесные игры, беседы, разговоры, чтение художественной литературы, стихов;
- различные игры: пальчиковые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-экспериментирования;
- рассматривание иллюстративного материала: книги, рисунки, иллюстрации, мнемотаблицы, схемы собирания игр;
- художественно-творческая деятельность: все виды работ по изодеятельности, конструированию, ручному труду;
- физическое развитие: проведение подвижных игр, физкультминуток, эстафет, психогимнастика, ритмопластика;
- музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, музыкальных игр, досуг, развлечения;
3. Заключительный этап:
- игры-инсценировки;
- оформление альбома «Моя любимая сказка», сказки, придуманные детьми в ходе проведения проекта;
- конкурс совместных поделок с родителями.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе:
• внесение сюжетно-ролевых и театрализованных игр, различных видов театров – настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, шапочки и костюмы персонажей;
• подготовить развивающую среду: материалы для интеллектуального и творческого развития, для изобразительной деятельности, для ручного труда, конструирования;
• внесение развивающих и дидактических игр;
• подготовка иллюстративного и демонстрационного материала.
Материалы и оборудование:
- Развивающие игры В. Воскобовича: Эталоны цвета - Лепестки; Эталоны формы - Фонарики; Теремки; Чудо-Крестики-1; Чудо-Крестики-2; Чудо-Крестики-3; Чудо-Цветик; Чудо-Соты 1; Логоформочки 3; Логоформочки 5; Кораблик Плюх-Плюх; Кораблик Брызг-Брызг; Двухцветный Квадрат; Четырехцветный Квадрат; Прозрачный Квадрат; Геоконт; Математические корзинки 5; Математические корзинки 10; Восьмерка; Конструктор букв; Конструктор цифр; Копилка цифр; Шнур-затейник; Квадрат домино; Цифра домино; Счетовозик; Читайка на шариках– 1- 2; Игровизор; Коврограф Ларчик, МиниЛарчики, Фиолетовый Лес.
- Развивающие игры Никитиных: Сложи узор; Сложи квадрат; Уникуб; Внимание; Внимание – Угадайка; Точечки.
- Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера.
- Радужное лукошко; Геометрический паровозик.
- Мировые головоломки: Танграм, Колумбово яйцо и другие.
Литература:
- «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В.Воскобовича;
- «Сказки Фиолетового леса» - методика познавательно-творческого развития дошкольников Т.Г.Харько (на основе Развивающих игр В.В.Воскобовича);
- Беседы по картинкам под редакцией Л.Фесюковой: «Уроки Ушинского», «Воспитываем сказкой»;
- Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми О.Новиковской;
- «Учимся по сказке» - Пых, Колосок, Как коза избушку строила, Заячья избушка. автор Н.Гурьева;
- «Развивающие игры в ДОУ» - автор Т.М.Бондаренко;
- «Учимся рисовать - зверят, экзотических животных» С.Стропалёва;
- «100 оригами» - Г.Долженко;
- «Оригами для самых маленьких» - С.Соколова;
- «366 моделей оригами» - Т.Сержантова;
- Шаблоны и тетради для рисования – И.Панасюк;
- «Мастерилка» и другие пособия.
Схема реализации проекта через различные виды деятельности
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
• Развитие всех компонентов речи: устной, связной, диалогической, звуковой культуры:
- словесные игры – Закончи фразу; Подбери рифму; Что сначала, что потом; Скажи наоборот; Какой, какая, какие?; Назови ласково; На что похоже; Продолжи предложение; Волшебный барабанчик; Развитие внимания; Есть и нет; Тонет – не тонет; Из чего сделано; Цепочки слов; Узнай по голосу;
- расскажи сказку по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам, по опорному плану, по вопросам воспитателя;
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- наличие звука и его положение в слове, первый и последний звук в слове;
- знакомство с буквами и звуками, восприятие ритмической основы слова, умение делить слова на слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов;
- согласование слов в предложении, образование родственных слов.
• Беседы о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, взаимовыручке;
- чтение сказок, заучивание стихов о животных: зайце, лисе, волке, медведе; разгадывание загадок о героях сказок, о животных;
- составление рассказов: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»;
- сравнение героев и сюжетов разных сказок:
Теремок – Рукавичка - Под грибом – Зимовье зверей;
- сравнение героев сказок:
Лисы в сказках: Теремок; Колобок; Кот, Петух и Лиса; Заячья избушка; Лисичка-сестричка и Серый волк; Лиса и заяц; Снегурушка и Лиса;
Зайца в сказках: Теремок; Заяц-хваста; Заяц и Ёж; Чудесные истории про зайца по имени Лек; Братец Кролик и братец Лис; Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
Медведя в сказках: Три медведя; Маша и Медведь; Теремок; Колобок; Заячья избушка; Рукавичка; мультфильм «Маша и Медведь»;
Золушка – Хаврошечка – Дюймовочка – Красная Шапочка – Машенька – сестрица Алёнушка.
• Речевые логические задачи и проблемные ситуации:
- анализ загадок – сказочные загадки «Черный ящик»;
- подбор пословиц и поговорок;
- «Завиральные истории»;
- «Винегрет из сказок»;
- «Волшебный сундучок» - добрые герои;
- напишем письмо заболевшему Мишке;
- «Бюро находок» - туфелька, колосок, сапоги-скороходы, горшочек каши, туесок;
- сказочные герои и их профессии;
- новый сериал про Колобка; кафе Козы «У мамы»; Красная Шапочка едет на велосипеде; Козлята пошли гулять в парк;
- расскажи сказку другу без слов – пантомима.
• Детское словотворчество.
• Пальчиковая, динамическая, артикуляционная, мимическая гимнастика, психогимнастика.
• Настольно-печатные игры на развитие речи.
• Развитие игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые и театрализованные игры;
- подвижные игры, народные игры;
- дидактические игры, сенсорные способности.
• Правила этикета, общепринятые нормы поведения и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познавательное развитие
Беседы и игры по ФЭМП: Кто за кем; Посчитаем; Что произойдет, если….; Где спряталась фигура; Узнай по контуру; Сказочная математика; Собери из частей целое; Из каких фигурок состоит; На что похоже; Найди лишний; Чьи следы; Чем отличаются; Запомни-повтори; Продолжи ряд; Будь внимателен; Исправь ошибку; Дорисуй; Сделай одинаковым.
• Использование дидактических и развивающих игр по математике:
- блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игры Никитина и Воскобовича, мировые головоломки – Собери рисунок по образцу; Придумай свой рисунок героя; Придумай сказку про своего любимого героя и зарисуй;
- использование рабочих тетрадей по математике, развивающие задания, логические задачи, лабиринты, ребусы, логические таблицы, логическое лото и домино, развитие познавательных и творческих способностей по системе А.Зака;
- пересчет и сравнение героев и предметов сказок, порядковый и количественный счёт; конструирование из счётных палочек, перерисовывание полученных изображений по клеточкам;
- ориентирование в пространстве и на листе бумаги; различение геометрических фигур, сравнение их между собой по форме, цвету, величине;
- демонстрационный материал математического содержания;
- сказки с использованием счета – Три поросенка, Три медведя.
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой – представление о растениях, животных, насекомых, сезонных изменениях погоды, временах года.
Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация
• Создание индивидуальных и коллективных рисунков, работ, поделок, предметных и сюжетных композиций на темы сказок: герои, сюжет, окружающая среда.
- разные материалы и способы изображения:
- гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые и жировые мелки, гелевые ручки;
- способы: традиционное рисование, по мокрому фону, набрызгом, тычком, примакиванием, ватными палочками, штампованием, отпечатками, ладошками, создание композиций по трафарету с дальнейшим раскрашиванием;
- лепка из пластилина, глины, соленого теста; пластилинография, барельеф; формирование умения передавать в своей работе: характерных движений человека или животных, характерных особенностей фигуры, пропорции тела;
- аппликация из бумаги, обрывная, из чая и цветных ниток, манки, яичной скорлупы, крашеной крупы;
- ручной труд и конструирование из бумаги – оригами, бумагопластика: «Сказочный дизайн», «Сказочный сюрприз», «Добрые колечки», «Раскрась меня (кукла без лица)», «Домик для трех медведей», «Садик для Дюймовочки», «Птицы из известных сказок».
• Музыкальное развитие: слушание музыки, разучивание песен и танцев, хороводные игры, шумовой оркестр, музыкальные игры с пением, характерные танцы, музыкально-дидактические игры, этюды-драматизации.
Физическое развитие
• Игры разной подвижности;
• Утренняя гимнастика, физкультминутки;
• Игры на развитие физических качеств;
• Спортивные игры;
• Игры на формирование ЗОЖ;
• Игры на развитие КГН (алгоритмы при одевании, умывании, соблюдение гигиены);
• Игры валеологического содержания, глазная и ушная гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж для улучшения иммунитета.
Вывод и результат проекта
В результате использования в детском саду большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения, они учатся думать в ходе игры. Применение развивающих игр позволяет построить образовательную деятельность в наилучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют развиваются и растут одновременно.
Игра – это лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «Источники всего хорошего лежат в игре, и исходят из неё».
Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.
Телефон для связи Деруновой Елены Александровны –
921-373-76-15, 981-73-18-345.
elena_derunova@mail.ru
2017