«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…» К.Д.Ушинский Паспорт проекта: по доминирующему методу – творческий, игровой, развивающий; по характеру участия – ребенок-участник; по продолжительности – долгосрочный; по предметному обучению – развивающий, речевой, познавательный, конструктивный, логический; по характеру охвата – фронтальный; по характеру контактов – контакт между педагогами детского сада и родителями. Цель проекта - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя». Актуальность проекта: Воспитание современного ребенка и его познавательных и творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – умные, успешные, самостоятельные, самодостаточные, стремящиеся к успеху, развитию. Работа воспитателей построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направленного на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве. Важнейший дидактический принцип – развивающее обучение и правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.Давыдов). Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей в детстве. Сказки. Почему именно они? Сказки – это первые представления малыша об окружающем мире, о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность развивать у ребенка образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе. Развивающие игры Воскобовича. Почему именно они актуальны в детском развитии? - Широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе; - многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач; - вариативность игровых задач и упражнений; - творческий потенциал каждой игры – они интересны в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». Эффективное развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, мышления, речи и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных способностей детей происходит в играх. Оригами. Почему именно такая деятельность детей? Оригами - «сложенная бумага». В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, углы прямые и острые – а это уже геометрические знания. Работа по оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи, конструктивных способностей, развитие мелкой моторики рук - поэтому является частью познавательного развития. Задачи проекта: - показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в детском саду: игровой, умственной, речевой, коммуникативной, художественно-творческой, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной; - вовлекать детей в совместные виды деятельности, вырабатывать учебные навыки: выполнять игровые действия по заданию воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя; - развитие умений сравнивать, классифицировать, обобщать, называть геометрические фигуры по форме, величине, цвету; - составлять различные предметы из нескольких частей по схеме, предложенной воспитателем и придуманной самими детьми; - развитие мелкой моторики, выполнение точных движений пальцами ведущей руки; - развитие связной речи, творческих и познавательных способностей, самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания; - воспитывать умение подражать героям сказок, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, согласовывать свои действия с остальными детьми при проведении театрализованных игр, игр-драматизаций. Принципы: - принцип деятельности (ребенок находится в процессе открытия новых знаний); - принцип креативности (педагог поощряет активность детей); - принцип непрерывности (процесс продолжается во время вечерних занятий с воспитателем); - принцип последовательности, доступности, систематичности. Методы и приёмы работы: - информативно-рецептивный метод: рассматривание, наблюдения, использование ТСО и дидактических пособий, демонстрация наглядных средств, образец и показ воспитателя; - словесный: беседы, рассказ, объяснения и инструкция воспитателя, работа с книгой, развитие наглядно-образного мышления; - репродуктивный: повторение способов действия, направлен на закрепление знаний и навыков детей, упражнений, чтобы навыки доходили до автоматизма (выполнение формообразующих движений рукой), способ алгоритмизации; - эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание; - исследовательский: направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии и творчества, когда ребенок самостоятельно выполняет всю работу; - практический: связан с применением знаний в практической деятельности, опыты, экспериментирование, лабораторные занятия; - игровые: дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, подвижные игры; эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия. Педагогический прогноз: Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на её основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета, способствует получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика. Отсроченный результат: успешность воспитанников детского сада в дальнейшем обучении в начальной школе. Технология реализации проекта: Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках развития. Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятиях. Выполнение заданий в вечернее время. Игротека для домашних занятий детей с родителями. Проведение консультаций для родителей, заинтересованных в успешном воспитании, развитии и обучении их детей. Посещение родителями открытых мероприятий. Продукт проекта: Конкурс поделок работ вместе с родителями «Моя любимая сказка». Изготовление альбома с придуманными детьми сказками, нарисованными с применением развивающих игр. Игры-драматизации русских народных сказок. Индивидуальные и коллективные работы по разным видам деятельности детей. Виды деятельности: Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры. Нравственное воспитание – беседы о сказках, героях – хороших и плохих, сравнение героев похожих сказок, о добре и зле, помощи и дружбе, взаимопомощи и взаимопонимания. Чтение художественной литературы – чтение народных сказок, пословицы, поговорки и загадки, заучивание стихов о героях сказок. Умственное воспитание – развитие речи и формирование элементарных математических представлений, развивающие и дидактические игры, конструктивная деятельность. Художественно-эстетическое воспитание – все виды работ по изобразительному творчеству, знакомство с различными видами искусства, картинами известных художников. Досуг – конкурсы рисунков, поделок, музыкальные игры, игры-драматизации. Совместная деятельность детей и родителей – конкурсы поделок, задания для домашнего выполнения, игротека дома. Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап: - планирование проекта, изучение методической литературы; - подбор художественной литературы, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок; - подбор подвижных, дидактических и развивающих, сюжетно-ролевых игр; - изготовление и подбор карточек, пооперационных карт, мнемотаблиц, иллюстративно-демонстрационного материала; - знакомство с текстами сказок, показ настольного театра, театра би-ба-бо, театра на фланелеграфе; просмотр фильмов, мультфильмов по мотивам знакомых сказок; - рассматривание иллюстраций книг-сказок разных художников; - информация для родителей «Учимся вместе с нами», «Учимся, играя», «Развивающие игры», «Расскажи сказку». 2. Деятельный этап: - речевое развитие: словесные игры, беседы, разговоры, чтение художественной литературы, стихов; - различные игры: пальчиковые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-экспериментирования; - рассматривание иллюстративного материала: книги, рисунки, иллюстрации, мнемотаблицы, схемы собирания игр; - художественно-творческая деятельность: все виды работ по изодеятельности, конструированию, ручному труду; - физическое развитие: проведение подвижных игр, физкультминуток, эстафет, психогимнастика, ритмопластика; - музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, музыкальных игр, досуг, развлечения; 3. Заключительный этап: - игры-инсценировки; - оформление альбома «Моя любимая сказка», сказки, придуманные детьми в ходе проведения проекта; - конкурс совместных поделок с родителями. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе: • внесение сюжетно-ролевых и театрализованных игр, различных видов театров – настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, шапочки и костюмы персонажей; • подготовить развивающую среду: материалы для интеллектуального и творческого развития, для изобразительной деятельности, для ручного труда, конструирования; • внесение развивающих и дидактических игр; • подготовка иллюстративного и демонстрационного материала. Материалы и оборудование: - Развивающие игры В. Воскобовича: Эталоны цвета - Лепестки; Эталоны формы - Фонарики; Теремки; Чудо-Крестики-1; Чудо-Крестики-2; Чудо-Крестики-3; Чудо-Цветик; Чудо-Соты 1; Логоформочки 3; Логоформочки 5; Кораблик Плюх-Плюх; Кораблик Брызг-Брызг; Двухцветный Квадрат; Четырехцветный Квадрат; Прозрачный Квадрат; Геоконт; Математические корзинки 5; Математические корзинки 10; Восьмерка; Конструктор букв; Конструктор цифр; Копилка цифр; Шнур-затейник; Квадрат домино; Цифра домино; Счетовозик; Читайка на шариках– 1- 2; Игровизор; Коврограф Ларчик, МиниЛарчики, Фиолетовый Лес. - Развивающие игры Никитиных: Сложи узор; Сложи квадрат; Уникуб; Внимание; Внимание – Угадайка; Точечки. - Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера. - Радужное лукошко; Геометрический паровозик. - Мировые головоломки: Танграм, Колумбово яйцо и другие. Литература: - «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В.Воскобовича; - «Сказки Фиолетового леса» - методика познавательно-творческого развития дошкольников Т.Г.Харько (на основе Развивающих игр В.В.Воскобовича); - Беседы по картинкам под редакцией Л.Фесюковой: «Уроки Ушинского», «Воспитываем сказкой»; - Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми О.Новиковской; - «Учимся по сказке» - Пых, Колосок, Как коза избушку строила, Заячья избушка. автор Н.Гурьева; - «Развивающие игры в ДОУ» - автор Т.М.Бондаренко; - «Учимся рисовать - зверят, экзотических животных» С.Стропалёва; - «100 оригами» - Г.Долженко; - «Оригами для самых маленьких» - С.Соколова; - «366 моделей оригами» - Т.Сержантова; - Шаблоны и тетради для рисования – И.Панасюк; - «Мастерилка» и другие пособия. Схема реализации проекта через различные виды деятельности Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие • Развитие всех компонентов речи: устной, связной, диалогической, звуковой культуры: - словесные игры – Закончи фразу; Подбери рифму; Что сначала, что потом; Скажи наоборот; Какой, какая, какие?; Назови ласково; На что похоже; Продолжи предложение; Волшебный барабанчик; Развитие внимания; Есть и нет; Тонет – не тонет; Из чего сделано; Цепочки слов; Узнай по голосу; - расскажи сказку по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам, по опорному плану, по вопросам воспитателя; - развитие слухового внимания, фонематического слуха; - наличие звука и его положение в слове, первый и последний звук в слове; - знакомство с буквами и звуками, восприятие ритмической основы слова, умение делить слова на слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов; - согласование слов в предложении, образование родственных слов. • Беседы о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, взаимовыручке; - чтение сказок, заучивание стихов о животных: зайце, лисе, волке, медведе; разгадывание загадок о героях сказок, о животных; - составление рассказов: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»; - сравнение героев и сюжетов разных сказок: Теремок – Рукавичка - Под грибом – Зимовье зверей; - сравнение героев сказок: Лисы в сказках: Теремок; Колобок; Кот, Петух и Лиса; Заячья избушка; Лисичка-сестричка и Серый волк; Лиса и заяц; Снегурушка и Лиса; Зайца в сказках: Теремок; Заяц-хваста; Заяц и Ёж; Чудесные истории про зайца по имени Лек; Братец Кролик и братец Лис; Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост; Медведя в сказках: Три медведя; Маша и Медведь; Теремок; Колобок; Заячья избушка; Рукавичка; мультфильм «Маша и Медведь»; Золушка – Хаврошечка – Дюймовочка – Красная Шапочка – Машенька – сестрица Алёнушка. • Речевые логические задачи и проблемные ситуации: - анализ загадок – сказочные загадки «Черный ящик»; - подбор пословиц и поговорок; - «Завиральные истории»; - «Винегрет из сказок»; - «Волшебный сундучок» - добрые герои; - напишем письмо заболевшему Мишке; - «Бюро находок» - туфелька, колосок, сапоги-скороходы, горшочек каши, туесок; - сказочные герои и их профессии; - новый сериал про Колобка; кафе Козы «У мамы»; Красная Шапочка едет на велосипеде; Козлята пошли гулять в парк; - расскажи сказку другу без слов – пантомима. • Детское словотворчество. • Пальчиковая, динамическая, артикуляционная, мимическая гимнастика, психогимнастика. • Настольно-печатные игры на развитие речи. • Развитие игровой деятельности: - сюжетно-ролевые и театрализованные игры; - подвижные игры, народные игры; - дидактические игры, сенсорные способности. • Правила этикета, общепринятые нормы поведения и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Познавательное развитие • Беседы и игры по ФЭМП: Кто за кем; Посчитаем; Что произойдет, если….; Где спряталась фигура; Узнай по контуру; Сказочная математика; Собери из частей целое; Из каких фигурок состоит; На что похоже; Найди лишний; Чьи следы; Чем отличаются; Запомни-повтори; Продолжи ряд; Будь внимателен; Исправь ошибку; Дорисуй; Сделай одинаковым. • Использование дидактических и развивающих игр по математике: - блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игры Никитина и Воскобовича, мировые головоломки – Собери рисунок по образцу; Придумай свой рисунок героя; Придумай сказку про своего любимого героя и зарисуй; - использование рабочих тетрадей по математике, развивающие задания, логические задачи, лабиринты, ребусы, логические таблицы, логическое лото и домино, развитие познавательных и творческих способностей по системе А.Зака; - пересчет и сравнение героев и предметов сказок, порядковый и количественный счёт; конструирование из счётных палочек, перерисовывание полученных изображений по клеточкам; - ориентирование в пространстве и на листе бумаги; различение геометрических фигур, сравнение их между собой по форме, цвету, величине; - демонстрационный материал математического содержания; - сказки с использованием счета – Три поросенка, Три медведя. • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой – представление о растениях, животных, насекомых, сезонных изменениях погоды, временах года. Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация • Создание индивидуальных и коллективных рисунков, работ, поделок, предметных и сюжетных композиций на темы сказок: герои, сюжет, окружающая среда. - разные материалы и способы изображения: - гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые и жировые мелки, гелевые ручки; - способы: традиционное рисование, по мокрому фону, набрызгом, тычком, примакиванием, ватными палочками, штампованием, отпечатками, ладошками, создание композиций по трафарету с дальнейшим раскрашиванием; - лепка из пластилина, глины, соленого теста; пластилинография, барельеф; формирование умения передавать в своей работе: характерных движений человека или животных, характерных особенностей фигуры, пропорции тела; - аппликация из бумаги, обрывная, из чая и цветных ниток, манки, яичной скорлупы, крашеной крупы; - ручной труд и конструирование из бумаги – оригами, бумагопластика: «Сказочный дизайн», «Сказочный сюрприз», «Добрые колечки», «Раскрась меня (кукла без лица)», «Домик для трех медведей», «Садик для Дюймовочки», «Птицы из известных сказок». • Музыкальное развитие: слушание музыки, разучивание песен и танцев, хороводные игры, шумовой оркестр, музыкальные игры с пением, характерные танцы, музыкально-дидактические игры, этюды-драматизации. Физическое развитие • Игры разной подвижности; • Утренняя гимнастика, физкультминутки; • Игры на развитие физических качеств; • Спортивные игры; • Игры на формирование ЗОЖ; • Игры на развитие КГН (алгоритмы при одевании, умывании, соблюдение гигиены); • Игры валеологического содержания, глазная и ушная гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж для улучшения иммунитета. Вывод и результат проекта В результате использования в детском саду большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения, они учатся думать в ходе игры. Применение развивающих игр позволяет построить образовательную деятельность в наилучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют развиваются и растут одновременно. Игра – это лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «Источники всего хорошего лежат в игре, и исходят из неё». Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению. Телефон для связи Деруновой Елены Александровны – 921-373-76-15, 981-73-18-345. elena_derunova@mail.ru