Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тимофеенко Н.Г, Осипенко Н.В. Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов.
Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. Задача учителя – логопеда, воспитателя заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, инновационной.
Инновационным направлением этой формы работы может стать геокешинг, который отвечает всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками. Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап - предварительная работа. Проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокешеры приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.
Способ поиска клада - зависит от того какую цель ставит перед детьми педагог. Дети в игровой форме, увлеченные поиском клада даже не предполагают, что выполняют задания педагога. Игра - путешествие позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс с детьми интересным, эффективным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные задачи, которые мы решаем в процессе данной формы работы.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Конспект логопедического занятия.

«Путешествие на Остров потерянных звуков»

геокешенг (игра-путешествие)

Задачи:
Коррекционно - образовательная: автоматизировать звук [с] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки, через элементы нетрадиционных технологий.
Коррекционная - развивающая: развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики, развивать речевое дыхание, развитие фонематического слуха, навыков звуко - буквенного анализа слов, закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в словах и предложениях.
Коррекционно - воспитательная: Воспитывать интерес к логопедическим занятиям посредством игровых упражнений.
Оборудование:
Ноутбук, магнитофон, презентация « Остров потерянных звуков» схемы для определения места звука в слове, предметные картинки на звук «С», карта сокровищ, вертушки, пособие "Дерево", пазлы-силуэты, сундук, призы.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах.
Ход занятия:
I Орг.момент (положительный настрой на занятие)
Логопед: - Здравствуйте дети, я очень рада вас видеть!
- А теперь возьмемся за руки и скажем всем Доброе утро!
( Садимся на стульчики)
Пока я вас тут ждала, почтальон принес письмо. Давайте посмотрим что там.
Посмотрите тут флешка и карта.
Видео письмо от пирата:
- Я, пират Флинт, мой корабль потерпел крушение. Нахожусь я на острове потерянных звуков, все звуки собрал, но один звук «С» утерян, не могу его найти. Помогите мне его отыскать. Я знаю, вы смелые и отважные, следуйте моим инструкциям и у вас все получиться. Удачи вам!
Логопед: - Мы с вами отправимся на поиски сокровищ. А чтобы нам отыскать сокровища поможет в этом нам карта. Посмотрите, нам надо выполнить несколько заданий.
Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие нужно как следует подготовиться. Давайте разомнемся. Но разминка необычная у нас будут работать губы, язычок и руки. (выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики)
- давайте еще раз посмотрим на карту.
Логопед: Нам предстоит выполнить первое задание (достает лист с заданием).
Надо отправиться в плавание на корабле, а чтобы он поплыл, нужно поднять паруса, а для этого нужен ветер.
Задание 1. "Вертушка".
Нужно дуть на вертушку не надувая щеки под счет до 5.
Л.: Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. Посмотрите на карту. Надо дойти до острова «Попугаев». Тут нас ждет следующее задание.
Задание 2. "Поймай звук» (мячик Суд-жок)
Мы будем ловить только звук «с» (нажимаем на мячик и произносим звук «С») – к, в, с, л, д, с, ш, ч, с.
Л.: Какие вы все умные! Мы и с этим заданием справились. Посмотрим на карту, куда надо идти дальше. Нам надо дойти до острова «Волшебных деревьев» и сделать круг вокруг острова. А вот и следующее задание.
Задание 3. Игра «Узнай по тени»
"Это волшебное дерево и на нем растут необычные листочки.
Задание: узнать по силуэту животного, птицу или рыбу и назвать их!
Слон; Лиса; Гусь; Сова; Собака; Сом;
Л.: Ребята, посмотрите, а ведь у нас получилось. Молодцы! И с этим заданием справились.
- Посмотрим на карту, куда нам дальше идти. Вижу остров. Посмотрите, это остров самоцветов. На острове есть гора, добраться мы сможем только на самолете. Звуковая дорожка «Самолет», прищепки (определить место звука в начале, в середине, в конце слова).
Задание 4: «Найдите самоцветы с картинками. Назовите, какой звук повторяется в этих словах. Где находится этот звук в словах. Звуковая дорожка «Самолет», прищепки (определить место звука в начале, в середине, в конце слова).
Л.: Вы молодцы! Быстро справились с заданием.
Л.: Мы уже много заданий выполнили, а теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка. «Мартышки»
(выполняем движения по тексту)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Л.: Отдохнули, а теперь давайте продолжим наш путь. Посмотрим на карту. У нас осталось последнее задание.
Л.: Молодцы! Посмотрите, ребята, тут маленький бугорок. Наверно под ним и находятся наши сокровища, заглядываем за бугорок, а там бутылка.
Задание 5. "Волшебные слова". (Развитие навыков слогового анализа).
В бутылке записка: «Сделайте налево столько шагов, сколько слогов в слове самолет. Сделайте направо столько шагов, сколько слогов в слове сок. Сделайте прямо столько шагов, сколько слогов в слове лиса.
Л.: Молодцы! Посмотрите, ребята, а вот и сундук.
- Что же там за сокровища? (дети открывают сундук, а там сок в коробочках).
- Ребята, а в слове сок есть звук с?
- Так вот где был спрятан звук «С!
Итог: - Когда мы произносили звук «с», где был язычок вверху или в низу?
- Губы в улыбочке или трубочке?
- А какой звук «с» глухой или звонкий?
Логопед: - Пора возвращаться домой, путь был долгим и трудным.
- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? И мне понравилось. Вы были смелые, умные, активные.
Список литературы:
1.Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт.-сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др.// – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. –125с.
2.Гурьянова Л. С., Гаврилина Л. В. Кондратьева Н. Л. Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников. М.: 2009. — 298 с.
Тимофеенко Надежда Геннадьевна,
e-mail nad.ivannikova@mail.ru
телефон 89089436410
2017