НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лытнева Н.В., Гусева Е.В. Роль игры в жизни дошкольника

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью которых дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп:
- подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры со скакалками, мячами и многие другие. Подвижные игры – отличное средство физического воспитания дошкольников: играя, дети учатся подчиняться правилам, это некий дисциплинирующий и организующий момент. Любая игра существует с помощью правил, развивается и поддерживается ими. Есть игры, где правила неизменны, а также игры, где правила придумываются игроками;
- настольные игры. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей;
творческие, ролевые, режиссёрские игры. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ, он расширяет, обогащает свою личность, свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, творчества, коммуникации.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что необходимо ребёнку в данный момент для его развития.
Игру нельзя недооценивать, её лучше использовать для повышения качества отношений и продуктивности труда.
Основные пункты, почему так важна ребенку игра.
·           Игра стимулирует познавательную активность. Показательным является даже наш пример с «домом». Стоит начать развивать эту тему и ребенок получает первые навыки конструирования, построения сюжета, выстраивания логической цепочки, расширения словарного запаса (как активного (то, что уже может говорить), так и пассивного – то, что будет сказано позже, но уже сохраняется на «карту памяти» ребенка). Чем больше мы открываем перед ребенком «вариантов» игры (не только с конкретными игрушками, а и с любыми подручными предметами), тем больше он переносит навык познания на любую жизненную ситуацию.
·           Игра развивает психические процессы ребенка. Заинтересовав малыша картинкой, игрушкой, заданием, мы развиваем произвольное внимание крохи, учим удерживать и концентрировать свое драгоценное внимание на заданном объекте. Фантазируя над сюжетом, развивается воображение и образное мышление малыша. Составляя различные истории, тренируется память ребенка. Дошкольнику не нужно доказывать, что эти «кружочки» из бумаги – это мячики, которые мы будем раскладывать в корзинки по местам. А этот кусочек ткани – одеяло для куклы. Малыш с радостью принимает вымышленные правила игры, активно создавая в голове необходимую картину действительности (что и есть развитием того самого образного мышления). Поэтому очень важно подыгрывать детям, рассуждать на понятном языке, расширять их представление о мире с помощью доступных ситуаций.
·           Игра повышает мотивацию. «Давай с тобой представим, что мы работаем в ресторане, и нужно накрыть стол на четыре персоны» говорит взрослый и рассказывает, у кого какая «роль» и какие обязанности кому принадлежат. Почувствовав налёт важности, ребенок с интересом принимается за дело. Это намного эффективнее, чем просто сказать, что нужно разложить салфетки возле каждой тарелки, согнув её вдвое. Точно так же и в учебе: «Часовщик пришел на работу, а там все часы вышли из строя! Что же будет! Нужно срочно поставить везде правильное время, чтобы никто не опоздал на работу!» говорит взрослый, если нужно выполнить задание по определению времени на часах. Такой подход работает вплоть до 7-8 лет. Игра придает детям понятности, ЗАЧЕМ им нужно делать то или иное дело. Почувствовав успех и важность в игре, ребенок старается применить свою компетентность во всех других сферах жизни. В этот момент важно не отбить охоту действовать чрезмерными замечаниями и ограничениями.
·           Игра развивает эмоциональную сферу. В процессе игры ребенку проще перенять на себя те черты характера, которые в реальной жизни ему не присущи, но ими хочется обладать. Или же с помощью игры взрослый может корректировать поведение ребенка, наделяя его ролью с определенными качествами. Когда малыш действует не от своего имени, а от имени персонажа, ему проще говорить и делать то, что трудно сделать самому.
·           Игра сплачивает. Вступая с ребенком в игру, увлеченную беседу или совместную игровую деятельность, взрослый учится лучше понимать малыша, а ребенок проникается большим доверием к взрослому. Процесс взаимовыгодный, так сказать.
·           Игра учит! Это истина. В игре ребенку можно преподнести любую информацию. Игра разжигает интерес, а это, в свою очередь, способствует улучшению понимания и запоминания материала. Для оформления обучения в игру сейчас не нужно изобретать велосипед, достаточно не полениться прочитать у тех, кто уже это делает, и адаптировать предложенные варианты к своей ситуации.
. В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Игра – это важно. Это неотъемлемый период взросления ребенка, вдоволь восполнив который, будущий школьник плавно сменит свой основной вид деятельности с игры на учебу. Ведь та же самая игра помогает подготовить человечка к труду и ответственности.
Литература:
1. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб., 2008.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.
2019